страны арктики

Рубрики

Из истории Карелии и Обонежья

Знакомство с историей Заонежья позволяет лучше понять и оценить те своеобразные условия, в которых формировался духовно-нравственный облик людей этого края. Было бы несправедливо искать причины самобытности культуры Заонежья в его оторванности от жизни Русского государства. Связь с Русской землей, с ее нуждами и чаяниями, с ее горестями и взлетами радости Заонежье не теряло никогда — ни в пору Новгородской боярской республики, ни в Московское время. История Заонежья кровными узами связана с историей России, с культурой русского народа.

Ныне наибольшую известность получили созданные в Заонежье памятники деревянного зодчества, исключительные по своей художественной ценности. Удаленные от крупнейших культурных центров страны, а зачастую и лишенные своего привычного окружения — сел, деревень, поселков, они порою кажутся нерукотворными, вечными, как реки, озера, леса или солнце.

Обращение к истории показывает, какую роль играл здесь человек и как повлияла история на его формирование. Нет, не редкостное исключение составляют на этой земле памятники зодчества, пусть даже самые видные и самые известные. Они лишь одно из проявлений поистине высокой культуры древнего Обонежья. И памятники этой культуры тем более драгоценны, что созданы они в условиях феодального гнета, не сломившего духа народного, вопреки всем невзгодам не раз торжествовавшего свое величие.

Честь открытия культурной сокровищницы Заонежья принадлежит исследователям устного народного творчества. В шестидесятые годы XIX века известный русский ученый П. Н. Рыбников обнаружил здесь живую былинную традицию, восходящую своими истоками ко временам Киевской Руси. В 1871 году записи былин в Заонежье продолжил Другой известный фольклорист — А. Ф. Гильфердинг.

Всероссийскую известность получили имена выдающихся мастеров устного слова, певцов былин — Трофима Григорьевича Рябинина и Василия Петровича Щеголенка. В последующем широкий отклик нашло творчество сына Т. Г. Рябинина — Ивана Трофимовича, покорившего своим мастерством исполнителя слушателей Софии, Белграда, Вены, Праги и Варшавы. Талантом заонежской вопленицы И. А. Федосовой восхищались Н. А. Некрасов, Ф. И. Шаляпин, А. М. Горький.

 

Вернуться на Музей-заповедник «Кижи»