страны арктики

Рубрики

Погосты — административная единица Карелии 13-14 века

Дом северного крестьянина рожден самой его жизнью. Здесь все обдумано, выверено и оправдано. Помещения, жилые и подсобные, — сарай, хлев, кладовые, подклет — объединены под одной крышей. Все необходимое под рукой, и нет нужды лишний раз выходить на стужу. Каждый такой дом чем-то напоминает небольшую, но хорошо подготовленную к осаде крепость. И нужно сказать, «крепость» с честью выдержала «осаду» сотен северных зим. И после каждой становилась все надежнее и совершеннее. Более того, — краше, наряднее, ибо человек, обязанный жилищу самой жизнью, относился к нему благоговейно и не жалел сил на украшение фасада причелинами, изящными наличниками, ажурным полотенцем.

Время не сохранило крестьянских домов Заонежья XV-XVII веков. Однако, учитывая данные письменных источников, сохранившиеся зарисовки, описания, встречающиеся в устном народном творчестве, можно с большой долей вероятности предположить, что. они во многом напоминали постройки более поздние, такие как дома Елизарова и Ошевнева, представленные ныне в экспозиции музея. Особенно ценен в этом отношении дом Елизарова — классический образец гражданской архитектуры русских районов Карелии.
В XIV-XV веках в центральных районах края преобладало русское население. Об этом свидетельствует писцовая книга 1496 года, составленная московским писцом Юрием Сабуровым.

На протяжении XIV-XV веков именитые новгородцы постепенно скупали земли крестьян-общинников и владения местной знати; в их руки перешли со временем все лесные и водные угодья, все пахотные земли. Обонежье без остатка было поделено между боярами и монастырями. Обширные владения имел здесь новгородский митрополит. Крупнейшим землевладельцем в Карелии стала новгородская посадница Марфа Борецкая: по данным писцовых книг за нею числилось в Обонежье свыше 700 деревень, что составляло около 1200 дворов.

Основной административной единицей Карелии в XIII- XIV веках были погосты. Термин «погост» употреблялся в двояком значении. Так называли место, на котором стояла церковь с прилегающим к ней кладбищем. Именно как кладбище известен погост в наши дни. Но было и другое, главное значение этого слова. Слово «Погост» обозначало сельский административный округ, группу деревень, связанных общим управлением.

В центральном селении погоста возводили церковь. «Храм,- писал известный историк Русского Севера М. Богословский,- служил объединяющим центром для разбросанных вокруг него селений, потому что был… местом совершения не только религиозных, но и всякого рода правительственных актов и гражданских сделок. Название «погост» с части распространилось на целое, с пункта, где находился храм, на весь округ, тянувший к этому храму». 1538 годом помечен документ, где не только упоминается Кижский погост, но и указывается, что в то время обязанности старосты исправлял в нем крестьянин Ерш Сергеев. Спасский Кижский погост значится и в писцовой книге 1563 года, принадлежащей перу Андрея Лихачева.

В 1478 году Карелия в составе Новгородской боярской республики влилась в Русское централизованное государство.

С присоединением к Москве иным стало и положение крестьян. После покорения Новгорода последовала расправа с оппозиционным боярством. Однако в отличие от остальных областей Русского государства, в Карелии не произошло замены бояр помещиками, а была установлена зависимость между крестьянством и государством. Конфискованные боярские владения, так называемые черные земли, стали собственностью самого видного феодала — государя. Пользование черной землей оборачивалось для крестьян выплатой денежного и натурального оброка. При этом земледельцы выступали как подлинные хозяева угодий — им не чинили запрета при продаже наделов, закладывании их в долг и передаче по наследству. Государство преследовало здесь одну цель: исправное получение оброка в виде хлеба и денег (другие его формы были отменены).

Денежный оброк способствовал развитию ремесел и торговли.

Широкие права на землю послужили причиной ее средоточия в руках наиболее оборотистых хозяев, что привело к имущественному неравенству и появлению крестьян, лишенных наделов. Безземельные шли в услужение по найму. Крестьянам приходилось напрягать все силы, чтобы сохранить наделы и собственное хозяйство.

 

Вернуться на Из истории Карелии и Обонежья