страны арктики

Рубрики

Карелия и Заонежье второй половины XVI века

Тяжелым испытанием для Карелии и Заонежья была вторая половина XVI века — сначала голод и мор, а позже набеги иноземцев, «немецких людей», послужили причиной разорения края. «От голоду и от зябели и от мору… дворы на тех деревнях все сгнили, а крестьяне вымерли, а иные разошлися… А поля и пожни лесом поросли в бревно»,- отмечает писец. Пограничное положение заставляло всегда быть начеку. Угроза нападения содействовала объединению сил, ибо только так можно было достойно ответить на любое поползновение захватчиков.

Вдоль границ воздвигаются рубленые деревянные крепости — острожки, высоко вздымаются, стройные шатровые башни — вежи.

В начале XVII века тысячи русских и карел защищали рубежи Русского государства. Когда в 1613 году в Заонежье нагрянули отряды шведов, поляков и литовцев, на помощь местному населению правительство выслало отряд воеводы Богдана Чулкова.

Упоминания о незваных «литовских людях» и вооруженном сопротивлении иноземцам встречаются и позже. Рубежи Карелии не раз преступали шведы и «каянские немцы», финны, не унимавшиеся и после заключения в 1617 году Столбовского мира, по условиям которого Корельский уезд и области, тяготеющие к Финскому заливу, надолго отошли к Швеции. Картину разорения многих деревень рисуют писцовые книги 1615-1619 годов Петра Воейкова и Ивана Льговского.

Привычными  к труду  крестьянскими  руками отстраивались заново опустевшие и разграбленные деревни и села. Звенели топоры плотницких артелей. Поднимались свежие смолистые срубы изб, лепились к берегам баньки и рыбные амбары, строились мельницы и риги. В центральных селениях всем миром ставились новые церкви — еще более высокие и приглядные. Видные порою за десятки верст, они служили единению людей, готовых собраться в трудный час, словом и делом ответить на притеснения, обиды или разбой.

Отчетливо выраженное мирское начало — определяющая особенность храмового зодчества Русского Севера. Строительство храмов стало здесь поистине всенародным делом. В нем наиболее полно проявились лучшие стороны народной архитектуры — монументальность, чувство линии и пропорции, щедрость декоративного убранства.

Ведущим типом северно-русского храма была шатровая церковь, видом своим напоминавшая дозорные вышки деревянных крепостей. Со временем именно этот тип постройки достиг на Севере поразительного совершенства, вылившись в создание такого выдающегося памятника мирового зодчества, как Успенская церковь в Кондопоге.

Постепенно происходит усложнение архитектурной формы: получают распространение «крещатые» здания — имеющие в плане форму креста. Появляются ярусные композиции, позволяющие достигать большой высотности, неотделимой в сознании зодчих от понятия красоты.

Наряду с этим серьезное внимание уделяется сооружению трапезных. Они делаются просторными и вместимыми, их обязательной принадлежностью становится высокое и широкое, подчеркнуто величественное крыльцо. И это не случайно. Трапезные церквей на погостах были местом решения мирских дел. Здесь обнародовались царские указы, зачитывались манифесты и распоряжения, проходили судебные заседания; тут же принимали подати и  совершали  сделки. Трапезные  никогда  не пустовали. Они были центрами общественной жизни. Здесь же разрешались и некоторые конфликты.

Известен такой факт. Крестьяне, недовольные земским судьей погоста Ф. Максимовым, «наскоча на него воровски, били его и окровавили, и замертво кинули». Эта расправа произошла в трапезной церкви Покрова Богородицы Спасского Кижского погоста 5 марта 1648 года, в предшественнице нынешней Покровской церкви.

 

Вернуться на Из истории Карелии и Обонежья