страны арктики

Рубрики

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра, Сергиев Посад

Троице-Сергиева Лавра была основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским на реке Кончуре. Находится в Московской области, в центре города Сергиев Посад. Это один из самых крупных православных мужских монастырей России. Лавра является ставропигиальным монастырем (т.е. подчиняется непосредственно патриарху или синоду).

Сегодня Троице-Сергиева Лавра — действующий мужской монастырь. На его территории находятся Московские Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 году под названием «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад», культурные критерии: ii, iv.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
включает в себя более 50 зданий и сооружений, построенных лучшими мастерами Руси. Ниже мы приведем список наиболее значимых и ценных объектов:

  1. Свято-Троицкий собор
  2. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов
  3. Успенский собор
  4. Церковь преподобного Никона Радонежского (южный придел Свято-Троицкого собора)
  5. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
  6. Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (так называемая Трапезная церковь)
  7. Церковь Рождества Cвятого Иоанна Предтечи
  8. Церковь Явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь)
  9. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии
  10. Серапионова палатка (западный притвор Никоновской церкви)
  11. Успенская часовня над колодцем (кладезем)

История монастыря

Троице-Сергиев монастырь был основан в 30-х-40-х годах 14 века братьями Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший монашеский сан с именем Сергий, вошел в историю под именем Сергий Родонежский не только как основатель монастыря, но и как активный сторонник московских князей, выступавший за объединение русских земель вокруг Москвы. Именно он благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

В 1355 г. в Троице-Сергиевом монастыре впервые в северо-восточной Руси был введен общежитийный устав, что вызвало перестройку всей обители. Монастырь стал походить на небольшой деревянный городок, состоящий из трех частей: общественной, жилой и оборонительной. За прочной оградой — прямоугольник келий, внутри которого — церковь и трапезная. Любопытно, что эту планировку монастырь пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней.

Троице-Сергиев монастырь положил начало городу Сергиев Посад. Слава Преподобного Сергия Родонежского и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.

Троице-Сергиев монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы.

Преподобный Сергий Родонежский скончался в 1392 году. В 1422 году состоялась канонизация Преподобного Сергия и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой.

8 июля 1742 года указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю было присвоено наименование и статус лавры. Вслед за этим последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению от 22 июня 1744 г. об именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою.

Маленькая лесная обитель Сергия из Радонежа превратилась в самый знаменитый, самый богатый монастырь Русской земли — Троице-Сергиеву лавру, чей архитектурный ансамбль мирового значения в 1940 году был объявлен государственным заповедником. Уникальное собрание архитектурных и художественных ценностей относится к XV-XVIII векам.

Белоснежный Троицкий собор — первое каменное здание монастыря — украшен резными поясами. Его, как и уникальный иконостас, расписывали «со товарищи» А. Рублев и Д. Черный. Рядом высится построенная псковскими мастерами при Иване III стройная Духовская церковь, увенчанная голубой маковицей с золотым ободом. И эти две церкви отнюдь не закрывает, не подавляет доминирующее по высоте в монастырском ансамбле XVI века пятиглавое здание Успенского собора с каменной палаткой-усыпальницей Годуновых.

Вокруг много еще любопытнейших памятников: миниатюрная, нарядно орнаментированная надкладезная часовня возле Успенского собора — образец московского барокко XVII века; церковь Иоанна Предтечи XVII века, архитектурно оформлявшая главный вход в монастырь; Михеевская церковь в «голландском» стиле XVIII века; Смоленская церковь XVIII века и, наконец, композиционный центр ансамбля — взметнувшаяся в поднебесье пятиярусная ажурная, со сквозными пролетами колокольня, возведенная по проекту И. Я. Шумахера и Д. В. Ухтомского,- один из лучших памятников русского зодчества XVIII века. Примечательны и расположенные по обе стороны от церкви Зосимы и Савватия Больничные палаты, представляющие собой одно из сооружений русской гражданской архитектуры XVII века.

Не менее интересен и другой памятник-царский дворец «Чертоги», возведенный в конце XVII века вдоль северной крепостной стены в стиле московского барокко. Он богато расписан «в шахмат», украшен поливными рельефными изразцами, а внутри отделан лепниной, на потолке — амуры, в овальных медальонах — барельефы, посвященные победам Петра I. О богатых технических достижениях русского зодчества XVII века свидетельствует яркое, пышно изукрашенное здание трапезной с огромным залом без опорных столбов, имеющее галерею — гульбище. Великолепными образцами русского крепостного зодчества являются стены и башни Луковая, Водяная, Плотничья, Утичья. Из них самая красивая — Утичья, построенная на северо-восточном углу стены в конце XVII века, с которой якобы Петр I стрелял уток на соседнем пруду. На ее шпиле изображена утица.

Сколько интересных людей и событий перевидали эти стены! Вот здесь, в Троицком соборе, заперся, скрываясь от преследователей, Василий II, который вел борьбу за великое княжество с Юрием Галицким, Дмитрием Шемякой и Василием Косым. Московского князя все же вскоре схватили и ослепили. И он вошел в историю как Темный, т. е. слепой.

За крепостными стенами полтора года выдерживали осаду польско-шляхетских интервентов крестьяне, монахи и жители окрестных селений. Готовясь к штурму крепости, враги сделали подкоп против Пятницкой башни. По сей день в воротах лавры висит чугунная доска, на которой высечены слова: «9/Х1-1608 г. во время достопамятной осады Свято-Троицкая Сергиевы Лавры польскими и литовскими отрядами вражеский подкоп, веденный под Пятницкою башнею, был геройски уничтожен Клементьевскими крестьянами Никоном Шиловым и Слотою, тут же в подкопе и сгоревшими». Об «осадном сиденьи» защитников лавры напоминают огромный закопченный котел, где варилась смола, старинные пушки и небольшие четырехпалые «якоря» с острыми концами, так называемый чеснок, которые разбрасывали против конницы перед крепостью. Подвиг этой московской твердыни навеки вошел в историю.

В лавру прискакал 17-летний Петр I, поднятый с постели известием, что по наущению Софьи стрельцы замышляют против него бунт. Но с лаврой связаны имена не только государственных деятелей, а и замечательных представителей русской культуры. В XV веке здесь существовала мастерская письма. В монастыре жили и работали образованнейшие люди: писатель и путешественник XV века Епифаний Премудрый, знаменитый ученый, философ и переводчик XVI века Максим Грек, такие искусные умельцы, как основатель школы резчиков мастер монах Амвросий, положивший в XV веке начало коллекции прекрасных произведений, и глухонемой Татуга, вырезавший из дерева куклы в XVIII веке. Сейчас в Загорске созданы единственный в мире Научно-исследовательский институт игрушки с музеем и художественно-промышленное училище.