Троице-Сергиева Лавра была основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским на реке Кончуре. Находится в Московской области, в центре города Сергиев Посад. Это один из самых крупных православных мужских монастырей России. Лавра является ставропигиальным монастырем (т.е. подчиняется непосредственно патриарху или синоду).
Сегодня Троице-Сергиева Лавра — действующий мужской монастырь. На его территории находятся Московские Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 году под названием «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад», культурные критерии: ii, iv.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
включает в себя более 50 зданий и сооружений, построенных лучшими мастерами Руси. Ниже мы приведем список наиболее значимых и ценных объектов:
- Свято-Троицкий собор
- Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов
- Успенский собор
- Церковь преподобного Никона Радонежского (южный придел Свято-Троицкого собора)
- Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
- Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (так называемая Трапезная церковь)
- Церковь Рождества Cвятого Иоанна Предтечи
- Церковь Явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь)
- Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии
- Серапионова палатка (западный притвор Никоновской церкви)
- Успенская часовня над колодцем (кладезем)
История монастыря
Троице-Сергиев монастырь был основан в 30-х-40-х годах 14 века братьями Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший монашеский сан с именем Сергий, вошел в историю под именем Сергий Родонежский не только как основатель монастыря, но и как активный сторонник московских князей, выступавший за объединение русских земель вокруг Москвы. Именно он благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.
В 1355 г. в Троице-Сергиевом монастыре впервые в северо-восточной Руси был введен общежитийный устав, что вызвало перестройку всей обители. Монастырь стал походить на небольшой деревянный городок, состоящий из трех частей: общественной, жилой и оборонительной. За прочной оградой — прямоугольник келий, внутри которого — церковь и трапезная. Любопытно, что эту планировку монастырь пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней.
Троице-Сергиев монастырь положил начало городу Сергиев Посад. Слава Преподобного Сергия Родонежского и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.
Троице-Сергиев монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы.
Преподобный Сергий Родонежский скончался в 1392 году. В 1422 году состоялась канонизация Преподобного Сергия и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой.
8 июля 1742 года указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю было присвоено наименование и статус лавры. Вслед за этим последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению от 22 июня 1744 г. об именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою.
Маленькая лесная обитель Сергия из Радонежа превратилась в самый знаменитый, самый богатый монастырь Русской земли — Троице-Сергиеву лавру, чей архитектурный ансамбль мирового значения в 1940 году был объявлен государственным заповедником. Уникальное собрание архитектурных и художественных ценностей относится к XV-XVIII векам.
Белоснежный Троицкий собор — первое каменное здание монастыря — украшен резными поясами. Его, как и уникальный иконостас, расписывали «со товарищи» А. Рублев и Д. Черный. Рядом высится построенная псковскими мастерами при Иване III стройная Духовская церковь, увенчанная голубой маковицей с золотым ободом. И эти две церкви отнюдь не закрывает, не подавляет доминирующее по высоте в монастырском ансамбле XVI века пятиглавое здание Успенского собора с каменной палаткой-усыпальницей Годуновых.
Вокруг много еще любопытнейших памятников: миниатюрная, нарядно орнаментированная надкладезная часовня возле Успенского собора — образец московского барокко XVII века; церковь Иоанна Предтечи XVII века, архитектурно оформлявшая главный вход в монастырь; Михеевская церковь в «голландском» стиле XVIII века; Смоленская церковь XVIII века и, наконец, композиционный центр ансамбля — взметнувшаяся в поднебесье пятиярусная ажурная, со сквозными пролетами колокольня, возведенная по проекту И. Я. Шумахера и Д. В. Ухтомского,- один из лучших памятников русского зодчества XVIII века. Примечательны и расположенные по обе стороны от церкви Зосимы и Савватия Больничные палаты, представляющие собой одно из сооружений русской гражданской архитектуры XVII века.
Не менее интересен и другой памятник-царский дворец «Чертоги», возведенный в конце XVII века вдоль северной крепостной стены в стиле московского барокко. Он богато расписан «в шахмат», украшен поливными рельефными изразцами, а внутри отделан лепниной, на потолке — амуры, в овальных медальонах — барельефы, посвященные победам Петра I. О богатых технических достижениях русского зодчества XVII века свидетельствует яркое, пышно изукрашенное здание трапезной с огромным залом без опорных столбов, имеющее галерею — гульбище. Великолепными образцами русского крепостного зодчества являются стены и башни Луковая, Водяная, Плотничья, Утичья. Из них самая красивая — Утичья, построенная на северо-восточном углу стены в конце XVII века, с которой якобы Петр I стрелял уток на соседнем пруду. На ее шпиле изображена утица.
Сколько интересных людей и событий перевидали эти стены! Вот здесь, в Троицком соборе, заперся, скрываясь от преследователей, Василий II, который вел борьбу за великое княжество с Юрием Галицким, Дмитрием Шемякой и Василием Косым. Московского князя все же вскоре схватили и ослепили. И он вошел в историю как Темный, т. е. слепой.
За крепостными стенами полтора года выдерживали осаду польско-шляхетских интервентов крестьяне, монахи и жители окрестных селений. Готовясь к штурму крепости, враги сделали подкоп против Пятницкой башни. По сей день в воротах лавры висит чугунная доска, на которой высечены слова: «9/Х1-1608 г. во время достопамятной осады Свято-Троицкая Сергиевы Лавры польскими и литовскими отрядами вражеский подкоп, веденный под Пятницкою башнею, был геройски уничтожен Клементьевскими крестьянами Никоном Шиловым и Слотою, тут же в подкопе и сгоревшими». Об «осадном сиденьи» защитников лавры напоминают огромный закопченный котел, где варилась смола, старинные пушки и небольшие четырехпалые «якоря» с острыми концами, так называемый чеснок, которые разбрасывали против конницы перед крепостью. Подвиг этой московской твердыни навеки вошел в историю.
В лавру прискакал 17-летний Петр I, поднятый с постели известием, что по наущению Софьи стрельцы замышляют против него бунт. Но с лаврой связаны имена не только государственных деятелей, а и замечательных представителей русской культуры. В XV веке здесь существовала мастерская письма. В монастыре жили и работали образованнейшие люди: писатель и путешественник XV века Епифаний Премудрый, знаменитый ученый, философ и переводчик XVI века Максим Грек, такие искусные умельцы, как основатель школы резчиков мастер монах Амвросий, положивший в XV веке начало коллекции прекрасных произведений, и глухонемой Татуга, вырезавший из дерева куклы в XVIII веке. Сейчас в Загорске созданы единственный в мире Научно-исследовательский институт игрушки с музеем и художественно-промышленное училище.