Высоко взметнув шатер колокольни, далеко видимая окрест, величественно и гордо стоит часовня Трех Святителей. Мощные плоскости ее бревенчатых стен, подчеркнутая высотность, асимметричная композиция фасадов, необычная планировка — таковы основные особенности этого памятника. Строгий, резко очерченный силуэт часовни напоминает сторожевую башню. Видимо, такой смысл и был заложен в ее первоначальную композицию, когда на рубеже XVII-XVIII веков возводилась в порубежной деревне Кавгора.
Часовня была возведена на возвышенном месте, к которому сходились три деревенские улицы. Планировка деревни, асимметричность площади, на которой среди вековых елей была возведена часовня — все это обусловило своеобразие ее композиционного решения.
Время, влияние церковных канонов наложили отпечаток на облик сооружения: в конце XVIII- начале XIX века к старому срубу, увенчанному колокольней, с востока был пристроен второй, к которому и перешли функции собственно часовни.
Над стенами сруба нависают острые концы теса двускатной слеговой крыши. Суровую неприступность этих стен не в силах- смягчить ни оконца, ни скупые приче-лины и полотенца, свисающие с конька восточного фасада. Строгой выразительностью наделен восьмиконечный крест, пронзающий толщу шелома.
Облик памятника в какой-то мере смягчен нарядным и не лишенным подлинного своеобразия одномаршевым крыльцом. Органически сочетаясь с висячей галереей на консолях, напоминающей гульбище заонежских изб, оно построено с удивительной изобретательностью. Наделенное ощутимой внутренней динамикой крыльцо, кажется, идет навстречу каждому, кто забрел на северную оконечность острова. Достигается это вынесенной далеко вперед легкой площадкой, оформленной по углам орнаментированными столбиками, поддерживающими непринужденно уходящую наверх кровлю. Перила лестницы, собранные из . продольно пущенных тесовых полотнищ, отличаются цельностью и накрепко связывают выносную площадку — рундук — с основным объемом здания.
Свойственное часовне внутреннее убранство не сохранилось. Материалы, необходимые для реставрации памятника, были собраны в 1951 -1952 годах архитектором А. В. Ополовниковым. По его же проекту часовня восстановлена на острове Кижи в 1962-1963 годах.
До 1977 года часовня экспонировалась на южной оконечности острова. В связи с формированием нового музейного комплекса — многодворной деревни, вос-I создающей облик селений Кондопожского района, памятник перенесен на северную часть территории музея. В недалеком будущем здесь будет создана экспозиция, повествующая о жизни, бытовом укладе I и материальной культуре одной из народностей Карелии — карел-людиков.
Вернуться на По дорогам острова Кижи