страны арктики

Рубрики

Крестьянские восстания 18 века

Глубоко всколыхнули самосознание края события Северной войны 1700-1721 годов.
Швеция стремилась к завоеванию Новгорода и Карелии. В XVII веке ей удалось утвердиться на берегах Финского залива, что надолго лишило Русское государство выхода в море. Успешные военные действия России в период Северной войны снова сделали ее морской державой. Шведский король Карл XII потерпел поражение.

Сражения Северной войны непосредственно не коснулись Заонежья, однако проходили, особенно в первые годы, на сопредельных с ним землях. Победа русского оружия над Швецией имела огромное значение и для этого края: население избавилось от угрозы нашествий, столь памятных ему по прошлым временам. И как гимн этой победе, гимн миру и справедливости, вырос на острове Кижи радением заонежского крестьянина величественный Преображенский собор. И хотя в 1714 году, когда было завершено строительство собора, еще гремели орудийные баталии, их конечный исход был уже предрешен.

Победа над Швецией далась нелегкой ценой; она стала возможной лишь в условиях нового времени, когда петровские преобразования вывели Россию в число сильнейших государств Европы. Поэтому возведение Кижского собора можно с полным правом считать величественным символом самой Петровской эпохи — времени пробуждения и торжества русского национального самосознания. Как ни велики свершения этой поры, все они — итог исключительных усилий простого народа, чьим ратным и трудовым подвигом росло могущество Русской державы.

Спустя несколько десятилетий другая война — на этот раз с Турцией — снова напомнила правительству о возможностях северного края. Фронт требовал оружия.

В 1769 году в Заонежье неподалеку от Лижмы был заложен пушечный завод. Возводились доменные печи на заводе в селе Кончезеро. Все работы возлагались на крестьян. К одному только Лижемскому заводу было приписано до 2400 человек. Безмерно возросшие заводские повинности не оставляли крестьянам возможности управляться с ведением своего хозяйства. Участились побеги. Сотни крестьян самовольно оставляли места заводских работ. Назревал бунт.

Указ от 27 мая 1769 года резко увеличил подушную и оброчную подати. В сентябре он был зачитан на многолюдной сходке крестьян Кижского погоста — суеме. Крестьянский мир встретил его с глубоким недоумением: многие хозяйства и без того уже были приведены «во всеконечное разорение».

Чтобы рассеять сомнения, вызванные указом, были составлены челобитные и отправлены с ходоками в Петровскую слободу, как именовался тогда ставший впоследствии городом Петрозаводск. Ходоки вернулись ни с чем. В конце года кижские челобитчики пустились в поисках правды в Берг-коллегию, в Петербург.

Тем временем служителям заводов кижские крестьяне заявили, что они не подчинились требованиям начальника, «а вас посланных и наипаче слушать не будем».

Протест Кижского погоста подхватили крестьяне Толвуи, Типиниц, Кузаранды, Фоймогубы и Вырозера.
В конце 1770 года в столицу, ко двору императрицы Екатерины II, за получением «милостивой резолюции» ушли новые челобитчики — Клим Соболев и Анцифер Трофимов. Резолюции, освященной милостью, не последовало. По возвращении в Заонежье Климентий Соболев на суеме кижских крестьян поклялся стоять на их стороне «до последней капли крови».

А в Заонежье уже спешил карательный отряд шихтмейстера Князева. Собравшиеся на зов сполошного колокола вооруженные крестьяне команду Князева и его самого «смертельно били и все ружья переломали».
В марте 1771 года к взбунтовавшемуся погосту подступила рота Псковского пехотного полка под командованием капитана Ламсдорфа. Ему вменялось добиться повиновения крестьян, силой принудить их к выполнению заводских работ. Спустя день отряд новоявленных карателей спешно покинул Кижи: обещание переломать всей команде руки и ноги возымело действие… Бесславно закончилась еще одна попытка развеять мятежный дух народной вольницы.

Восстание приписанных к заводам крестьян обеспокоило царский двор. В июне на усмирение возмутителей был послан отряд князя Урусова, составленный из рот мушкетеров, гренадеров и усиленный пушками. 30 июня 1771 года Урусов прибыл в Кижи. В ответ на требование дать подписку о согласии выйти на работы крестьяне собрались в ограде Кижского погоста на многолюдный суем.

По приказу Урусова в сторону погоста были обращены жерла пушек. Но крестьяне по решению суема вновь отказались от подписки. Раздался орудийный залп. Согласно рапорту о подавлении волнений, «сей выстрел» «лишил пяти человек жизни». Только после этого у кижских крестьян была вырвана подписка с обещанием вернуться к заводским работам. Вслед за кижанами такую подписку дали крестьяне Великогубской трети, Фоймогубы и Вырозера.

11 января 1772 года на Сенной площади Петровской слободы состоялась публичная расправа с зачинщиками восстания. Приговором Сената К. Соболев, С. Костин и А. Сальников подлежали наказанию кнутом, по 100 ударов каждому, наложению на лицо раскаленным железом клейма «ВОЗ», означавшего «возмутитель», и ссылке на вечное сибирское поселение. Многие участники восстания после наказания плетьми подлежали ссылке на Нерчинские рудники.

Кижское восстание 1769-1771 годов — самое крупное в истории феодальной Карелии. Его участниками наравне с русскими были карелы и вепсы, единодушно выступившие против законов самодержавного государства . Восстание это надолго осталось в народном сознании. (Я.   А.   Балагуров.  Кижское восстание.  Петрозаводск, 1969.)

 

Вернуться на Из истории Карелии и Обонежья