Экспедиция 1969 года через Западный Шпицберген.
Часть вторая.
… Горы встали из моря на вторые сутки нашего плавания, к вечеру. Как безмерно далекие миражи, повисли темные вершины, опушенные белым снегом, и светлые поверхности ледников, уходящих в волны. Дым теплоэлектростанции застыл над пирсом. Медленно проплыл красочный плакат с белым медведем и «Добро пожаловать». Вздрогнул причал. Голосистая толпа кинулась на корабль к родным и друзьям. Грумант.
…Спасательные жилеты плотно пристегнуты поверх штормовых костюмов. Окованные ботинки лязгнули по железному нутру вертолета. Ярко-красные машины (в сложные полеты вертолеты здесь идут попарно) осторожно, точно пробуя, держит ли холодный прозрачный воздух, набирают двести метров высоты и идут на восток над сине-зеленой гладью Исфьорда.
Девятнадцатое августа. Конец ненадежного арктического лета. Осмысливаю ситуацию, сложившуюся лишь вчера. Нас выбросят значительно южнее пролива Гинлопен, в бухте Джонстона, иначе у вертолетов не хватит горючего на обратный путь. Это сразу удлиняет маршрут почти в полтора раза. И выбрасывают нас у порога Русской ледяной равнины. Мы должны пересечь ее, прежде чем выберемся к центральным ледникам острова. Суровое и благородное названиє, еще вчера казавшееся чуть ли не былинным. Завтра эта равнина станет нашей повседневной действительностью.
Никто не пересекал ее и даже не видел вблизи с тех самых пор, когда на три дня высадилась на морены ледника Негрй — южную окраину равнины — русская экспедиция. Даже странно как-то. Ведь немало было экспедиций и в двадцатые, и в пятидесятые годы. Чехи и поляки пересекали весь остров с юга на север. Работали на плато Ломоносова и леднике Норденшельда советские геологи, географы и гляциологи. А вот к востоку от плато давно уже никто не был. И никому почему-то не хотелось пересечь остров в районе 79 градусов северной широты. А может быть, хотелось?..
Восточное побережье. Мрачные скалы, айсберги и плавающие льды. Справа за проливом остров Баренца. Впереди ледяной стеной вдается в море ледник Негри, где-то за ним место нашего старта. Меня вызывают наверх, в светлую обитель летчиков.
— Куда кидать будем? — сочувственно спрашивает Николай Уступкин — командир нашего вертолета.
Прошу по возможности сесть прямо на ледник. С оглушительным ревом вертолет зависает над крохотным островком камней у края ледника. Колеса осторожно касаются мерзлых валунов. Глохнет мотор. Потом ярко-красная стрекоза, урча, уходит за горизонт.
Многовековая тишина, нарушенная двадцатиминутной суетой, степенно возвращается в рвои владения. Пять человек, триста килограммов груза остаются на необитаемом берегу. Через два часа собраны нарты. По ледовым застругам нижней части ледника вплоть до начала снежного покрова они пойдут предельно облегченными. Сорокакилограммовые рюкзаки безжалостно придавили плечи, лямки перетянули грудь, мы делаем первые шаги к порогу Русской ледяной равнины.
Рубрика: Северные экспедиции
Другие статьи из рубрики «Северные экспедиции»