По окрестностям Серпухова — Церковь Бориса и Глеба в селе Енино.
«Приехав, воровские люди разбойнически… церковь божию имя Св. Благоверных князей Бориса и Глеба зажгли».
От села Лужки, расположенного среди пойменных лугов Оки, проследуем на северо-запад, к старинному селу Енино. Дорога идет по приокскому лесу — настоящему музею природы. Теперь этот лес, расположенный на двух верхних террасах долины Оки, объявлен государственным заповедником. С 1945 года здесь трудятся биологи, зоологи, орнитологи и энтомологи. В 1956 году на основе огромного лесного массива, раскинувшегося от Серпухова до Ступина, было решено создать первый национальный парк «Русский лес», научным центром которого явится существующий Приокско-Террасный заповедник.
Нигде больше не встретишь такого разнообразия. То тянется сплошной буйно зеленый смешанный лес, полный грибов и ягод, то он вдруг расступается и тогда идешь через душистый луг или поляну по пояс в степной южной траве. Потом вступаешь в прозрачный солнечный сосновый бор, где над головой качаются и скрипят корабельные великаны. В угрюмом хвойном лесу жутковато: сырая тишина и таинственный полумрак вызывают в памяти рассказы о страшных разбойниках, наводивших страх и ужас на беззащитные христианские души. Когда-то и этот лес служил им безопасным пристанищем. В 1757 году архимандрит Пафнутев Боровского монастыря, которому принадлежало село Енино, доносил, что, «приехав, воровские люди разбойнически в дом к пономарю Ивану Васильевичу, и двор его и Церковь божию имя Св. Благоверных князей Бориса и Глеба зажгли…».
Каменная Борисоглебская церковь в Енино (1828), сменившая деревянную предшественницу, красиво расположена на взгорье перед самой опушкой леса. Храм представляет традиционную классическую композицию с ротондой на четверике, дополненную полукруглой алтарной апсидой, небольшой низкой трапезной и колокольней. Каждый элемент неоштукатуренного здания разработан лишь различными по пропорциям и характеру проемами. Это световой люнет четверика, завершающий очень плоскую лоджию, небольшие окна с белокаменными архивольтами, обегающие ротонду, и арки звона колокольни, которая до недавнего времени была увенчана шпилем.
Знакомство с Борисоглебской церковью открывает целую группу сельских ампирных храмов, лежащих на нашем пути. И всегда их характеристика будет состоять из противоречивых на первый взгляд определений: провинциальные, наивные и даже грубые, но искренние и прекрасные. Сохраняя композиционную основу первоначального замысла, они сильно «хромают» в классических деталях. Местные строительные артели всегда выступали в них соавторами губернских архитекторов, которые если и видели свои «детища», то только при «освидетельствовании построек». Поэтому архитектура в сельских церквей будет всегда содержать местную интерпретацию стиля, а созданный образ, где важнейшим средством художественной выразительности является природное окружение, будет волновать подчас не меньше,чем произведения корифеев классицизма.