страны арктики

Рубрики

Часовня Знамения Богородицы в деревне Корба

Часовня Знамения Богородицы в деревне Корба. К югу от острова Кижи, ближе к Сенной Губе, в еловой роще расположилась часовня Знамения богородицы. Каждый, кто проплывает на теплоходе мимо деревни Корба, видит, как то обозначится ее островерхий шатер, то спрячется за высокими елями. И только на какое-то    время    часовня    «выходит»    из укрытия, предстает во всей своей красе — и снова скрывается за деревьями.

При ближайшем рассмотрении можно заметить, что часовня построена по известным канонам: в корабельной композиции следуют друг за другом сени, трапезная, клеть собственно часовни. И тем не менее этот памятник, как любое истинное творение народного зодчества, обладает ярко выраженной индивидуальностью. В сочетании двух масс — горизонтальной (часовня и трапезная) и вертикальной (колокольня) первенство принадлежит последней. Своей выразительностью колокольня обязана не столько высотности, хотя и это само по себе немаловажное свойство, сколько убедительной логике сменяющихся объемов, их пропорциям и согласованности между собою.

Основанием колокольни, а вместе с тем и сенями, служит устойчивая, рубленная «в обло» клеть, близкая в плане к квадрату. Выше, прекрасно видимый отовсюду, покоится живописный, богатый переливами светотени восьмерик звонницы. Именно он выступает в роли основного композиционного ядра памятника. Ладно сложенный восьмерик с легкостью держит звонницу колокольни. О незаурядной чуткости в выборе выразительных средств убедительно говорит и отточенный до совершенства силуэт пирамидального шатра, завершенного главкой.

Декоративное убранство колокольни сосредоточено в подзорах, пущенных по верхней грани четверика и свисающих кружевом из-под верхнего воротника. Балясины на площадке звонницы отсутствуют; проемы между резными столбиками зашиты тесовыми полотнами.

Восточная стена четверика сеней скрыта горизонтальным объемом здания — помещением трапезной и самой часовни. Внушительная и монументальная, эта часть выразительно контрастирует с упрямой вертикалью организующего объема. Стены здесь по обычаю сложены из бревен способом «в обло», а крыша сделана «по курицам и потокам». На восточной оконечности конька кровли поставлена на широкий барабан   внушительная глава луковичной формы.

Крошечное крыльцо, подводящее к входной двери, не несет сколько-нибудь значительной композиционной нагрузки; оно приковывает внимание своей непринужденно раскинутой на изящных столбах асимметричной крышей.

Интерьер часовни частично сохранил былое убранство. Уцелели некоторые иконы двухъярусного иконостаса и вось-мичастное «небо», принадлежащие кисти заонежских мастеров XVIII-XIX веков.

В облике неба организующая роль принадлежит балкам каркаса, тяблам. Благодаря им композиция отличается четкой центричностью и уравновешенностью всех частей, составляющих единый расписной свод. Тябла украшены растительным орнаментом.

В характере росписей тябл проявляется не столько желание художника следовать правдивости изображения, сколько неотступная потребность творить мир новой художественной реальности. В этом сказалась черта, свойственная всему народному декоративно-прикладному искусству Заонежья, искусству глубоко самобытному, лишенному ориентации на подчеркнуто натуралистическое изображение окружающего мира.

Часовня разделила участь большинства памятников деревянной архитектуры, пережив в XIX веке горькую пору наивных поновлений.

Реставрация памятника проведена в 1962 году по проекту архитектора А. В. Ополовникова: заменены подгнившие венцы срубов, стены высвобождены из-под обшивки, жесть, покрывавшая главки, уступила место лемеху.

 

Вернуться на Кижское ожерелье