До недавнего времени дом крестьянина-бедняка Я. П. Щепина 1907 года постройки находился в деревне Волкостров, что в пяти километрах от Кижей.
Резные причелины и полотенце, большие свесы крыши, опирающиеся на резные кронштейны (консоли), простые, но в то же время красивые наличники окон, небольшое двухмаршевое крыльцо — все это придает дому довольно привлекательный вид. Однако он не отличается сколько-нибудь значительными художественными достоинствами, а является обыкновенным, рядовым домом, каких в Заонежье было немало. Перевозка дома Щепина в музей продиктована стремлением создать этнографически верную картину быта различных слоев дореволюционного крестьянства.
Тип постройки — «брус». Дом покрыт двускатной крышей, но без куриц и потоков. Состоит из одной избы на высоком подклете и сеней. Изба освещается четырьмя окнами: три — по центральному фасаду и одно — с южной стороны.
Постройка, выполненная в духе вековых традиций, тем не менее отличается от классических домов подобного типа. Здесь нет двора — хозяйственной постройки, обычно составляющей единый неразрывный комплекс с жилой частью, ицая конструкция кровли, в интерьере избы нет традиционных воронцов и полиц.
Все эти «нарушения» объясняются прежде всего принадлежностью хозяина к социальной группе бобылей-бедняков. Отсутствие скота обусловило постройку только жилой части.
Первоначально изба освещалась только двумя окнами. Затем, когда у хозяина появилась семья, было прорублено еще два окна и около дома возвели небольшую, отдельно стоявшую дворовую постройку.
Интерьер избы в основном типичен для Заонежья: лавки — неподвижные, встроенные, стены гладко стесаны, углы округлены. Потолок на матицах, темно-коричневого цвета — следы копоти от лучины, которой освещалась изба.
Русская печь с топкой по-белому, на деревянном опечье, расположена справа от входа. Устье обращено к фасадной стене. Между печью и стеной печного угла имеется пространство, так называемое запечье, что является особенностью этого интерьера.
Немногочисленные предметы домашнего обихода: светец для лучины, глиняный рукомойник, лохань под ним, рубель и скалка, лапти, прялка, одежда и другие ярко характеризуют быт беднейшего крестьянства дореволюционной России.
В сопоставлении с другими домами, находящимися в музее, этот экспонат помогает воочию представить то социальное классовое неравенство, которое было характерно для заонежской деревни. В данном случае архитектура, воплощая в себе нравственные, религиозные и эстетические представления крестьянства, воссоздает картину быта, показывая, как социальная принадлежность накладывает яркую печать на конструктивные и художественные особенности жилища.
Перевезен в музей в 1975 году. Автор проекта реставрации — архитектор Л. Н. Салмин.
Вернуться на Вокруг Кижского погоста