страны арктики

Рубрики

Храмовая икона «Преображение» в Преображенской церкви в Кижах

Одна из старейших икон  в местном ряду иконостаса Преображенской церкви в музее-заповеднике «Кижи» — храмовая икона «Преображение». Есть предположения, косвенно подтверждаемые народными преданиями, о принадлежности ее погибшей в конце XVII века шатровой церкви — предшественнице Преображенской церкви. Лучшим доводом в пользу датировки памятника XVII веком служат его стилистические особенности, в которых чувствуется уверенное следование традициям средневековой живописи в рамках самобытно развивающегося северного искусства.

Библейская легенда нашла здесь в своем толковании подлинного художника-монументалиста. Изображение дано обобщенно, без второстепенных деталей; предельно ясна и лаконична композиция. В центре, на фоне глубокого малинового сияния семиконечной звезды — фигура Христа, одетого в белоснежные ризы. Слева к нему обращен Илья, справа — Моисей. У подножия горы Фавор, трактованной с присущей иконописи условностью, фигуры поверженных апостолов.

Слева — коленопреклоненный Петр. Взор его устремлен к вершине горы, приподнятая левая рука застыла в экспрессивном жесте. Возле Петра, справа, распростерт апостол Иоанн, опирающийся правой рукой на землю, а левой заслоняющийся от исходящего света. В правом углу помещен упавший Иаков. Фигуры апостолов удачно скомпонованы.

Лики святых тщательно проработаны. Всем им живописец сообщил строгое выражение, отвечающее важности совершающегося события. Преисполнен величия образ Христа, отрешенного от всего обыденного.

Палитра «Преображения» сдержанна, как сама манера повествования. Золотистая охра выгодно соседствует с градацией малинового цвета; темные одежды апостолов и трехчастный круг славы оттеняют теплый тон живописи.

Приглушенный колорит, естественные пропорции фигур, яркое декоративное начало позволяют видеть в иконе черты предвосхитившие пути развития северной иконописи в последующее время. «Преображение» — классический памятник древней живописи Карелии. Икона оправлена живописной рамой, изображающей на клеймах «страсти Господни».

Для северян, как и для жителей других районов страны, догматические и малопонятные персонажи христианской иконографии были наделены конкретным, «земным» смыслом’ и содержанием.

По широко распространенному в Заонежье поверью, Илья-пророк «ведал» дождями, благодаря чему он был среди крестьян-землепашцев одним из наиболее чтимых святых. Известно трогательное своей наивностью, но не лишенное поэтичности обращение заонежан к могущественному Илье: «Илья-пророк многомилостивый, дай тихую росу смиренную, частого, мелкого дождичку; сохрани и помилуй на синем море, в темных лесах, на работе, милую крестьянскую животинку от всякого врага и супостата».

Никола издавна считался на Севере покровителем рыбаков и плотников. Георгий Победоносец был в народном сознании символом воинской доблести.

В документах, хранившихся в Центральном государственном архиве Карелии, было найдено имя одного из резчиков, создавших раму для иконостаса. Им оказался участник Кижского восстания 1769-1771 годов вологодский мастер Степан Афанасьев, «толковавший крестьянам против выполнения заводских работ». Этот факт знаменателен еще и тем, что свидетельствует о связях Заонежья с Вологодским краем, славившимся мастерами-резчиками, работа которых не уступала лучшим столичным образцам.

Резной иконостас поражает техникой исполнения, сложностью и выразительностью орнамента, пышностью позолоты, чем резко выделяется на фоне простого и скромного облика церкви.

Первоначальный тябловый иконостас, с его тонким мелодичным травным орнаментом, был глубоко созвучен интерьеру, где достойным аккомпанементом живописи служили смолистые, гладко обработанные топором стены храма. Однако художественные достоинства, как это нередко случалось, принесены в угоду требованиям официальной церкви, погубившей в своем стремлении к благолепию немало подлинных шедевров народного искусства.

Помимо иконостаса, убранство собора состоит из двух филенчатых, позднего происхождения клиросов. Близ средних, «царских», врат, ведущих в алтарь, стоит группа старинных подсвечников. Умело исполненные, с росписями, стилистически близкими травному узорочью балок-тябл потолка, выдержанные в мягкой цветовой палитре, они красноречиво свидетельствуют о том, насколько тонко чувствовал своеобразие интерьера деревянного храма работавший над их созданием мастер.

У левого клироса укреплен большой восьмиконечный крест. Свое место он занял как уникальный памятник народной деревянной скульптуры. Крест привезен из деревни Марциальные Воды, где стоял у дороги с 1737 года.

Несколько неожиданны в церковном помещении лавки, сделанные по образцу и подобию встроенных скамей трапезной. Скамьи эти — убедительное свидетельство того мирского начала, которое положено в основу общего решения храма. Высокое, подобное трибуне крыльцо, просторная трапезная, да и само церковное помещение служили местом для оживленного обсуждения мирских вопросов, подчас не связанных с отправлением религиозного культа. Достаточно вспомнить эпизоды изгнания кижанами неугодных священников, события Кижского восстания, чтобы убедиться в этом.

 

Вернуться на Преображенская церковь на острове Кижи