Воскресенский собор расположен в правобережной части Тутаева Ярославской области, бывшей Борисоглебской слободе, являющейся сегодня центральным районом города и является замечательным памятником церковной архитектуры XVII века. Расположен он на главной площади и привлекает туристов как величиной, так и красивым убранством.
Стоит Воскресенский собор, как водится, на месте старинной деревянной церкви, поставленной в честь святых Бориса и Глеба в 1239 году. В середине 17 столетия был возведён современный собор. Первоначально был построен нижний тёплый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, освященной в 1652 году. Однако, при строительстве были допущены ошибки и через пару десятков лет храм стал потихоньку разрушаться. Но храм не только отремонтировали и восстановили, его значительно перестроили. В 1672 году над нижним достроили верхний холодный храм — в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Храм окружен высокой крытой галереей, украшенной ширинками и поставленными в ряд полукруглыми арками, в которых расположены четырехугольные окна. Снизу галерею поддерживают массивные каменные столбы, между ними — широкие арки. Столбы также украшены ширинками.
С западной и южной стороны храма два больших крыльца. Особо нарядным выглядит южное. Со всех сторон фасады крыльца украшены ширинками, центральный карниз оформлен в виде двойной арки, фронтон искусно расписан. Крыльцо увенчано изогнутой двускатной крышей в виде кокошника. С южной стороны собора расположена шатровая колокольня. Самый большой колокол для Воскресенского собора весом в 93 пуда 30 фунтов отливался в Борисоглебской слободе 15 августа 1657 года. Об этом свидетельствует сделанная на нем надпись. Весь соборный комплекс окружен оградой, в южной части которой расположены Святые ворота.
Большие окна собора украшены оригинальными гребенчатыми наличниками, в простенках между ними — ряды небольших витых полуколонн, похожих на свисающие каменные гирлянды. По углам четверика колонны более мощные, напоминающие перехваченные цепью столбы, верхняя часть которых — некое подобие поставленных друг на друга ваз. Под самой крышей, на карнизах, широкой полосой проходит ряд ярких фресок. 5 больших зеленых куполов, высоко поднятых на больших узорчатых барабанах, придают зданию какую-то монументальность и величественность.
Храм расписывался в 1679-1680 годах артелью Грегория Плеханова. Богатая роспись, изобилующая сценами на библейские темы, почти сплошь покрывает внутренние стены. Не менее украшена и галерея, окружающая храм. Здесь изумительные фрески о жизни Адама и Евы, на западной части галереи — сцены Всемирного потопа, также художники попытались воссоздать историю строительства Вавилонской башни.
В соборе имеются резной шестиярусный иконостас конца ХVII века, резная надпрестольная сень 1654 года, царские места со львами ХVII века и многочисленные иконы. Здесь также можно увидеть редчайшие деревянные предметы — сень, киот, статуя Николы Можайского, ктиторские места и другое.
Главной святыней Воскресенского собора является чудотворная икона “Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса”. Икона написана в XV веке иконописцем Дионисием Глушицким, представителем первой русской иконописной школы. Когда была цела церковь Бориса и Глеба, икона выполняла роль неба, располагаясь в куполе старого храма, отсюда и ее огромные размеры. С иконы не раз делались списки, один из них находится в музее имени Андрея Рублева. В 1749 году икону забрали в Архиерейский дом, ныне известный как Ростовский кремль, и вернули лишь в 1768 году уже в Воскресенский собор. Всю дорогу образ несли на руках и, по преданию, в трех верстах до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть икону от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным.