Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Гоголя, д. 13а.
На том месте, где сейчас находится Церковь Николы на Всполье в древности стоял Сретенский монастырь. После его упразднения от него осталось две деревянные церкви — Сретенская и Никольская, которые сгорели во время пожара. Здание, которое мы видим сегодня было заложено в 1803 году. Работы продолжались 10 лет и 9 февраля 1813 года состоялось освящение вновь построенной церкви.
Но работы по устройству еще продолжались. Так, в марте 1813 г. к северному и южному фасадам были пристроены портики, в 1816 г. была осуществлена роспись храма. Кроме того, в течение первой пол. XIX в. поновлялись старые иконы и писались новые, изготавливались киоты, ризы и оклады для икон.
Никольская церковь строилась в начале XIX в., когда в русском зодчестве господствовал классицизм. Поэтому архитектурный облик здания определяют характерные для классицизма простота плана, геометрическая четкость объемов, сочетание стены с ордером и сдержанным декором. Нынешний облик церкви — типичный образец провинциального классицизма XIX в. Фасады украшены портиками с четырьмя колоннами каждый, с фронтонами. С запада к церкви примыкает двухъярусная колокольня.
Основной вход в церковь устроен с западной стороны паперти. За папертью следует трапезная. Прямоугольное в плане помещение трапезной перекрыто лотковым сводом с распалубками над окнами. Свет сюда попадает через шесть оконных проемов. В северной части трапезной находится небольшой придел, освященный во имя Сретения Господня.
Свод и стены трапезной расписаны масляными красками. В центральной части свода помещено изображение Саваофа в овальном медальоне. По сторонам от него, на северном и южном склонах свода — евангелисты в круглых медальонах. Весь западный склон занимают различные сцены на церковные темы.
На западной стене, над входом в трапезную изображены два коленопреклоненных ангела, держащие в руках убрус с образом Нерукотворного Спаса. По обе стороны — композиции «Троица» и «Поклонение пастухов». Ниже, по сторонам от входа — «Благовещение» и «Явление Богоматери Андрею Боголюбскому». На восточной стене трапезной, над входом в центральную часть храма исполнена композиция «Сретение».
Изобилием резного орнамента привлекают внимание ограда Сретенского придела и киот иконы «Перенесение мощей Николы из Мир в Бар». Пышный орнамент, покрывающий стенки придела, ничуть не мешает восприятию размещенных на них икон. Напротив, в обрамлении резного кружева они обрели еще бльшую выразительность.
Из икон Сретенского придела наиболее древней можно считать образ Спаса Нерукотворного, который относят ко второй пол. XVII в. Автор неизвестен. Большая икона «Перенесение мощей Николы из Мир в Бар», находящаяся в юго-восточной части трапезной, почти полностью закрыта металлическим окладом.
Бесстолпный интерьер самого храма более светлый и просторный по сравнению с помещением трапезной. Роспись храма, так же как и роспись трапезной не сохранила свой первозданный вид. До настоящего времени от первоначальной системы живописного убранства сохранились лишь композиции, изображенные в куполе, на западной грани восьмерика и в парусах.
Сегодня роспись выглядит следующим образом. В куполе, как и прежде, написаны «Отечество» и девять ангельских чинов. На восточной грани восьмерика — Иерусалим, на западной – «Сошествие Св. Духа». На других гранях по сторонам окон выписаны фигуры московских митрополитов Ионы, Петра, Алексея и Филиппа. В парусах изображены евангелисты. На северной стене — композиция «Тайная вечеря», копия известной фрески Леонардо да Винчи, на южной – «Перенесение мощей Николы», на западной — «Несение креста», «Лепта вдовицы» и «Притча о вошедшем, не имевшем одеяния брачна». На южной и северной стенах между окнами изображены ростовские святители Леонтий, Игнатий, Исайя и Иаков. Почти все композиции обрамлены декоративными арками и орнаментом в стиле ампир.
По сторонам композиций, расположенных в восьмерике, воспроизведена живописная имитация гранитных колонн коринфского ордера. Декоративно-орнаментальные элементы росписи четко ограничивают фигурные композиции.
Иконостас изготовлен ростовским мастером Петром Яковлевичем Павловым в период с мая 1811 г. по декабрь 1812 г. Позолотил иконостас в 1814-1817 гг. крестьянин ростовской Богоявленской слободы Дмитрий Алексеевич Клочков.
Иконы, входящие в состав иконостаса, писались в разное время. Пожалуй, наиболее ранними являются иконы праздничного цикла, многие из которых можно датировать концом XVI — началом XVII вв. Исключение составляет лишь «Сретение». Икона эта написана на старой доске, по-видимому, в начале XIX в. и воспроизводит древнюю утраченную композицию. Икона Толгской Богоматери, расположенная в третьем ряду первой слева, представляет собой список с широко известной иконы, происходящей из Толгского монастыря, что под Ярославлем.
Среди икон местного ряда иконостаса наиболее интересны в историко-художественном аспекте «Одигитрия», «Христос Вседержитель», «Архангел Михаил» и «Илья Пророк со сценами жития и Троицей на полях», которые можно датировать XVII-XVIII вв. На клиросах перед иконостасом находятся особо чтимые иконы и крест-распятие. Иконы вставлены в деревянные резные киоты, которые дополняют иконостас и связывают его со сложным декором интерьера. Никольская церковь хранит чудотворную икону Божией Матери «Умиление Ростовская», которая празднуется 1 апреля и 16 августа.
Среди многочисленных историко-культурных и архитектурно-художественных памятников древнего Ростова храм Николая Чудотворца на Всполье занимает видное место. Несомненный интерес представляет само здание церкви, один из типичных образцов провинциального классицизма начала XIX в.. Значительны художественная и историческая ценность внутреннего убранства храма, куда входит немало первоклассных произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства, созданных несколькими поколениями известных и безвестных мастеров.