Церковь Параскевы Пятницы на Туговой Горе в Ярославле. По соседству с Коровницкой слободой есть в Ярославле еще один район, на протяжении столетий сохраняющий свое оригинальное название. Речь, конечно, о Туговой горе, история которой началась еще в XIII веке. В 1237 году монгольский хан Батый, начав поход на русские земли, разорил десятки городов и сел. Первый ярославский князь Всеволод Константинович погиб в битве с монголо-татарами на реке Сить, а его сыновьям Василию и Константину пришлось управлять княжеством под контролем Золотой Орды.
Спустя два десятка лет ярославцы одними из первых решили поднять восстание против захватчиков. Решающая битва состоялась 3 июля 1257 года на холме за рекой Которослью. Предание сообщает нам, что как мужественно ни бились ярославцы, сила взяла верх. Князь Константин был убит, и поле сражения покрылось трупами павших в бою горожан. От старославянского слова «туга» — то есть «скорбь», «печаль» — гору, на которой произошло сражение, назвали Туговой.
Ярославские князья Василий и Константин были впоследствии причислены к лику святых. Их мощи на протяжении столетий пребывали в Успенском соборе, а в 2010 году вернулись в возрожденный на Стрелке храм.
Место гибели храброго князя Константина также отмечено верующими — на Туговой горе была выстроена деревянная часовня, а затем церковь во имя Параскевы Пятницы. Интересно, что в Ярославле существовало целых три храма, посвященных этой святой. Великомученица Параскева, чье имя переводится с греческого как «пятница», считалась на Руси помощницей в разнообразных хозяйственных делах и защитницей семейного благополучия. Ей молились при выборе жениха и в родах, приступая к рукоделию и собирая урожай. Естественно, что в народе эта святая была очень популярна. Несмотря на то что Тугова гора и ее окрестности вошли в состав Ярославля лишь в XX веке, местная церковь всегда была в почете у ярославцев.
В 1691 году деревянную церковь сменил каменный Пятницкий храм с приделом Благовещения Богоматери.
Под сенью церкви Параскевы Пятницы на Туговой горе сохранился и один из древнейших некрополей Ярославля. Еще в XVIII веке, в эпоху регулярной перепланировки Ярославля, существовавшее с давних времен Туговское кладбище стало одним из трех, разрешенных властями в городе.