страны арктики

Рубрики

Церковь Николы Надеина в Ярославле

Церковь Николы Надеина занимает совершенно особое место в истории ярославского искусства. Это первый каменный храм на городском посаде. По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца.

Построена она на деньги Надея Светешникова. Это был богатый купец. Отделения его торговой компании были расположены во многих городах. Занимался он также и ростовничеством, владел значительными земельными наделами, организовал соляные промыслы в Костромском уезде и (с 1631) на Волге в селе Усолье. В 1644 году состояние Надея Светешникова, не считая московской и ярославской недвижимости, оценивалось в 35 500 рублей (около полумиллиона в золотых рублях конца XIX века).

Постройкой Надеинского храма в Ярославле началась новая традиция: жители города, сначала богатые купеческие династии, а затем и ремесленные слободы, строили великолепные каменные храмы, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, богаче, красивее.

Церковь Николы Надеина  — первый каменный посадский храм в Ярославле, построенный в 1622 году. Он стоит на углу Народного и Волкова переулков. Название этой церкви появилось от двух имен: первая часть наименования происходит от Николы Чудотворца, а вторая — от заказчика храма Епифания Свешникова по прозвищу Надей, государева гостя (считается, что этот титул носили самые привилегированные купцы).

Храм стал своеобразной домовой церковью для Епифания: здесь проводились богослужения для его семьи и приближенных. В то же время церковь стала усыпальницей для богатого купца, тело которого покоится в подклете здания, здесь же находятся и останки членов его семьи.

Первоначально храм был увенчан пятью главами, с широко поставленными боковыми главами на тонких шейках барабанов. Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая колокольня, поставленная над северо-западным крыльцом галереи, создавали единый компактный ансамбль. Стоящий ныне с юга небольшой бесстолпный придел Александра Свирского, был выстроен в 1690-е годы, то есть через 70 лет после возведения храма.

Интерьеры церкви Николы Надеина были расписаны в 1640-1641 годах артелью из двадцати мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева. Эта работа стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Расписывали одновременно и главный храм, и Благовещенский придел, и галереи. Все это закончили за три месяца. К сожалению, эти фрески полностью перекрыты записью XIX века. В январе 2007 года были предприняты работы по частичной расчистке первоначальных фресок.

Одним из главных украшений церкви является великолепный позолоченный барочный иконостас, заменивший собой в 1751 году древний тябловый. Мощные брусья первого иконостаса, расписанные травным орнаментом по серебру, частично сохранились и просматриваются за третьим ярусом существующего ныне иконостаса.

Алтарная преграда середины XVIII века выполнена по рисунку и при участии Фёдора Григорьевича Волкова (основатель первого русского общедоступного театра ), который был прихожанином церкви Николы Надеина. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы, представленные в иконостасе, в основном написаны в XVII веке, но есть несколько и более ранних икон XVI века.

Собственный подклет Свешникова интересен своими антимонастырскими росписями, появившимися в результате борьбы купца со Спасским монастырем, который хотел завладеть всеми землями города. Первый сюжет, состоящий из 15 иллюстраций, рассказывает о том, как юноша нашел злато. В историю включен эпизод, когда монахи убивают ни в чем не повинного юношу после того, как тот показывает им, где зарыт клад. Другой сюжет называется «Видения Иоанна Лествичника». Здесь художники изобразили лестницу, по которой вверх карабкаются монахи, а черти тянут их в ад.

В настоящее время церковь Николы Надеина принадлежит Ярославскому музею-заповеднику