От Новоземельских проливов до порта Провидения по Северному морскому пути свыше 2700 миль. Это наша национальная транспортная арктическая магистраль, которой мы заслуженно гордимся.
В недрах Севера разведаны значительные, иногда уникальные, редкостные по своему содержанию месторождения нефти, газа, редких и цветных металлов, ценных минералов, угля. На Севере расположено около половины всех запасов леса России, до 80% запасов пресной воды, а также основная часть потенциальных гидроэнергоресурсов многоводных северных рек. Использование сырьевых ресурсов Севера дает возможность решать важнейшие народнохозяйственные проблемы, и прежде всего проблемы энергетические, обеспечения страны металлами, природными алмазами и другими ценными минералами, лесом.
Каждый год миллионы тонн народнохозяйственных грузов перевозятся судами Минморфлота вдоль берегов Ледовитого океана. Суда идут и когда над головой круглые сутки висит яркое солнце, и когда Арктику укрывает полярная ночь, а сильный мороз и ветер делают работу на открытом воздухе почти невозможной.
Эффективность судоходства по Северному морскому пути тесно связана с ледовыми условиями, складывающимися в арктических морях. Это на себе в полной мере испытали еще первооткрыватели Арктики, которые располагали информацией о льдах только в пределах видимости со своего судна, что существенно затрудняло выбор благоприятного пути во льдах, приводило к длительным задержкам судов, к вынужденным зимовкам и даже к гибели судов.
Естественно, что с появлением первых самолетов была высказана мысль об их использовании в сборе информации о льдах.
Царская Россия первой из всех государств применила на практике самолет за полярным кругом. В 1913-1914 годах в составе Северной гидрографической экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» находился самолет «Фарман-16». Но летчику Александрову не удалось тогда подняться в воздух, и он, превратив свою машину в аэросани, прошел на ней несколько десятков километров по льдам Арктики.
В 1914 году в России стали проявлять беспокойство по поводу пропавших полярных экспедиций Седова, Русанова, Брусилова. На их поиски были снаряжены спасательные экспедиции. Одна из них на пароходе «Печора» в начале августа пришла в Крестовую губу, расположенную на западном берегу Новой Земли. Части гидросамолета «Морис Фарман» с мотором Рене в 70 лошадиных сил были перевезены на берег, и русский военно-морской летчик Ян Нагурский, собрав самолет, впервые в мире выполнил полеты над льдами Арктики. Всего он совершил пять поисковых полетов. 30 августа 1914 года результаты ледовой разведки были переданы на судно «Андромеда», и капитан Поспелов первым в истории судоходства использовал их в своей практической работе.
Поиски пропавшей экспедиции оказались безрезультатными, но эти полеты позволили сделать вывод, что эксплуатация самолетов в арктических условиях возможна и имеет большое будущее.
В своем рапорте на имя начальника Главного гидрографического управления Нагурский писал: «Летать в арктических странах хотя и тяжело, но вполне возможно, и авиация в будущем может оказать гидрографии большую услугу при рекогносцировке льдов, в открытии новых земель, нахождением и нанесением на карту подводных преград препятствующих судоходству».
Мировая и гражданская войны на целое десятилетие задержали дальнейшее применение отечественной авиации в Арктике. Первые послереволюционные рейсы транспортных судов в Карском море наглядно показали, что без знания ледовой обстановки регулярное плавание сопряжено с многочисленными трудностями.