Петроглифы Ялбак-Таш — находятся на правом берегу реки Чуи неподалеку от ее впадения в Катунь. Это в 18-и километрах к юго-востоку от села Иня Онгудайского района республики Алтай, с северной стороны Чуйского тракта в пределах 723 км. Древние наскальные рисунки нанесены на плоские скальные поверхности. Среди изображений Ялбак-Таш выделяются фигуры оленей, выполненные в ранне-скифской манере, с рогами в виде волнообразных завитков. Интересным является изображение кабана. Скальные выходы с петроглифами огорожены импровизированной каменной оградой, однако скальные поверхности в последние годы интенсивно разрушаются «горе-туристами». Памятнику грозит полное уничтожение.
Археологический комплекс Кур-Кечу — находится в шести километрах к юго-востоку от села Купчегень Онгудайского района, на левом бегу реки Катуни, по обе стороны Чуйского тракта, на широком поле Катунской террасы. Археологические объекты расположены на большом участке длиной около 3,5 километров вдоль берега Катуни, от устья реки Большой Ильгумень до бома Кур-Кечу. Комплекс включает несколько сотен покрытых дернов каменных курганов в диаметре от двух до сорока метров, а также оградки, ряды балбалов и каменные стелы. Часть объектов пострадала при распашке поля и при строительстве Чуйского тракта. В комплекс входят памятники, которые датируются от скифского периода до средневековья.
Чуйский оленный камень — представляет собой каменное изваяние с изображенным на ней рельефным человеческим лицом, с серьгой в ухе, кинжалом, луком в футляре. На оборотной стороне видна фигура коня, здесь же есть надписи старомонгольским алфавитом. Находится он в пределах 728-го км Чуйского тракта. Рядом с оленным камнем на скальных выходах горы Адыр-Кан нанесены петроглифы. На фоне коричневого скального цвета выделяются изображения животных, колесницы, змеи. Оленный камень и петроглифы скалы Адыр-Кан являются составными частями большого древнего святилища, которое, вероятно, использовалось еще с эпохи бронзы на протяжении нескольких тысячелетий.
Могильник Туекта — это огромный курганный могильник, расположенный слева от тракта, на северо-восточной окраине села Туекта. Памятник включает 197 курганов и большое количество балбалов, поминальных сооружений. Погребения относятся к разным историческим эпохам. Наиболее величественно выглядят огромные курганные насыпи, расположенные на местности цепочками. Эти курганы относятся к раннему железному веку
В 1954 году были проведены археологические раскопки больших курганов, относящихся к пазырыкской культуре. Оказалось, что внутри могильных ям были сооружены срубы, погребенные были захоронены в колодах-саркофагах, украшенных резьбой или аппликациями из бересты. Из предметов найдены хорошо сохранившиеся в мерзлоте деревянная лопата, пешня, лестница, щиты, детали сбруи, а также кожаные изделия — седла, украшения и т. д. Находки из Туектинских курганов хранятся в Национальном музее Республики Алтай им. А. В. Анохина, Эрмитаже и Государственном историческом музее. Могильник Туекта включен в список археологических памятников, находящихся на территории Российской Федерации и взят под государственную охрану.
Яломанское городище датируется VIII–IX веками и является уникальным археологическим памятником, свидетельствующим о городской цивилизации средневекового населения Алтая. Расположено в устье р. Большой Яломан, на левобережье р. Катуни, слева от Чуйского тракта, на мысу. На поверхности мыса сохранились остатки каменных фундаментов от жилых построек, вероятнее всего, деревянных. Здания были выстроены в несколько рядов. Наиболее уязвимые места мыса были дополнительно укреплены крепостной стеной.
Ининские стелы — находятся на восточной окраине села Иня. С трассы Чуйского тракта хорошо видны три стелы, стоящие в ряд. С эпохи бронзы эти стелы считались культовыми объектами и использовались разными народами в соответствии с существующим у них обрядовым каноном. Так, например, в раннескифскую эпоху на одну из стел были нанесены изображения пояса и чекана, что было характерно для изображений на стелах того времени. А в эпоху древних тюрок спустя несколько веков, стелы, уже, по-видимому, лежащие на земле, были использованы для строительства поминального сооружения.
Бурханистский комплекс «Бозыр-Таш» — святилище середины XVIII века, созданное под влиянием архаических традиций алтайцев и джунгарского ламаизма.
Комплекс древних памятников у села Манжерок. Манжерокский комплекс археологических памятников занимает территорию правого берега реки Катуни от урочища Чултуков лог до впадения реки Едралы в Катунь. В результате исследований тут было обнаружено 19 объектов (могильники, поселения, городища, мастерские и др.).
Наиболее интересным и хорошо изученным памятником комплекса является курганный могильник Чултуков лог. Этот объект эпохи раннего железа можно увидеть совсем рядом с Чуйским трактом, неподалеку от памятника В. Я. Шишкову. В 90-х годах 20 века отрядом новосибирских археологов во главе с Андреем Павловичем Бородовским были начаты раскопки этого могильника. Результаты раскопок стали настоящей научной сенсацией. В могильнике были захоронены люди — носители необыкновенной культуры, в которой смешались традиции степи и гор.
На юго-восточной окраине села Манжерок находится древнее городище. Расположено оно на высокой надпойменной террасе. В настоящее время поросло кустарником и соснами. По периметру городища сохранились остатки фортификационных сооружений в виде рвов и валов. Один из рвов проложен вдоль кромки террасы реки Манжерок и протянулся почти на 100 м. Общая длина городища составляет около 500 м, ширина — 100-120 метров.
Археологические памятники окрестностей села Куюс. В окрестностях села Куюс Чемальского района республики Алтай расположены многочисленные археологические памятники. Это курганный могильник Айрыдаш, курганная группа Ороктой, могильник Куюс, поселение Кара-Тенеш, грот Куюс, многочисленные наскальные рисунки.
Петроглифы грота Куюс — расположены в пяти километрах от села Куюс, вверх по правому берегу реки Катуни. Рисунки наносились в разные исторические эпохи. Среди многочисленной образов выделяются своими большими размерами фигуры лося и оленей. Изображение лося выбито широкой контурной линией. В верхнем ярусе скал имеется композиция из трех идущих маралов. В длину фигуры достигают двух метров. Петроглифы Куюса датируются неолитом и ранним железным веком. Это место являлось святилищем, своеобразным храмом под открытым небом, который использовался на протяжении нескольких тысячелетий.
Долина Айрыдаш. В трех километрах к юго-востоку от села Куюс находится долина Айрыдаш. Здесь находится несколько древних могильников, святилищ с петроглифами, стоянок. Здесь же, в урочище Кара — Тенеш, археологами обнаружены остатки древних жилищ. Они имели вид полуземлянки прямоугольной формы. На полу устраивались очаги в виде каменного кольца с дном, вымощенным камнями. Очагов в каждом жилище было несколько.