Полное название — историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» — находится в Кемеровской области в 55-и километрах от г. Кемерово вниз по реке Томи, на правом берегу. История создания музея началась уже давно, можно сказать с того времени, как на рубеже XVI -XVII веков на берегу реки Томи Была обнаружена скала с рисунками древних людей. Ее описания содержатся в трудах известных ученых и путешественников XVII- XIX веков Г.Ф. Миллера, Г.И, Ф.И. Страленберга, Спасского и многих других.
В советское время ряд ученых (А.П. Окладников, А.И. Мартынов, В.В. Бобров, Ю.М. Бородкин, Э.И. Биглер) также продолжили исследования томских петроглифов. Группа энтузиастов из ученых и студентов под руководством профессора Анатолия Ивановича Мартынова занялись просветительской деятельностью в прессе и на телевидении. Благодаря этим людям была осуществлена первая реставрация памятника, построена знаменитая лестница, которая и сегодня является главным спуском к скале. В 1968 году территория, прилегающая к писанице, была объявлена заповедной зоной. А в 1988 году был создан Музей-заповедник «Томская Писаница».
В Музее действуют следующие основыне экспозиции:
Древнее святилище «Томская Писаница»
На высоком правом берегу реки Томь сама природа создала уникальное и живописное место – гладкие вертикальные выходы камня, а перед ними – небольшая площадка, с трех сторон окруженная богатым растительным покровом. Здесь древние люди и устроили свое святилище, куда приходили по суше или сплавлялись по реке, чтобы помолиться своим богам, попросить у них удачной охоты. Наверное, не случайно основным персонажем наскального искусства Томи является лось. Около ста фигур этих животных выбито на Томской писанице. Есть здесь и другие представители животного мира – медведи, лисица, волк, птицы. Большое количество антропоморфных изображений – это и шаманы, обряженные в звериные шкуры, и солнцеголовые божества. Большая часть наскальных рисунков относится к эпохе энеолита и бронзы (III – II тыс. до н.э.). Всего на десяти вертикальных плоскостях нанесено около трехсот рисунков.
Архитектурно-этнографический комплекс «Шорский улус Кезек»
Шорский улус Кезек – это комплекс подлинных жилых и хозяйственных построек шорцев конца XIX – начала XX веков, состоящий из жилого дома «эм», летней кухни «сенек», хозяйственного амбара «аиморок», кузницы, бани «мыльча» и построек для скота. Рядом с усадьбой воссоздан шорский свадебный шалаш. В конце XIX в. основным зимним жилищем шорцев стали заимствованные у русских избы-одноклети и пятистенки. О дохристианских верованиях шорцев рассказывает экспозиция «Дом шамана». Она представлена традиционной бревенчатой юртой, где выставлены атрибуты шорского шамана и его манекен.
Мифология и эпос народов Сибири
Экспозиция представлена следующими историческими реконструкциями: «священное дерево», скульптурные образы мифологии, поминальники и жертвенники (скифского времени, древних тюрок), ритуальную коновязь, священные каменные алтари, культовые места манси (святилища Луски-ойки, Сат менкв, Торум кан, знак «сопра»).
Экспозиция «Славянский мифологический лес» открыта в 1997году. Надо сказать, что христианство на Руси внедрялось столь рьяно, что мало кто из нас знает что-то о верованиях наших предков язычников. Тем более ценна работа, проведенная работниками музея. Здесь реконстуирована капище (место для проведения обрядов). Одним из интереснейших языческих святилищ является святилище Перуна близ Новгорода Великого в урочище Перынь на озере Ильмень.
Капище, возведенное на Томской Писанице, представляет собой реконструкцию этого святилища, уменьшенную в два раза. На экспозиции в центре капища — копия Збручского идола. (Збручский идол — скульптура 10 века, один из редких памятников славянского языческого культа, найденный у села Гусятин в реке Збруч,приток Днестра в 1848 году).
Збручский идол представляет из себя четырёхгранный столб с тремя ярусами рельефов: в нижнем изображено подземное божество, в среднем — земля и люди, в верхнем — небо и боги. Голова Збручского идола — четырёхликая: Макошь, Лада, Перун и, предположительно, Даждьбог, покрыта русской княжеской шапкой.
Вокруг капища расположены макеты основных славянских идолов: Род – прародитель вселенной, Рожаницы – небесные хозяйки мира, Велес – «скотий бог», Руевит – бог войны и судья душ в загробном мире, Сварог – отец бога солнца, Святовид — плодородия, Чур – охранитель границ, Ярило – божество солнца и плодородия. По кругу капище обнесено деревянной оградой, на которую раньше вешали черепа жертвенных животных. Круг и овал — это магические фигуры для славян.
Также в музее открыты следующие постоянные экспозиции:
Мифология и эпос;
Археодром;
Музей наскального искусства Азии;
Время и календари;
Сказка, резиденция Деда Мороза;
Русское Сибирское село;
Часовня.