страны арктики

Рубрики

Сады Валаамского монастыря

Сады Валаамского монастыря (Карелия) замечательны хотя бы тем, что они самые старые из ныне существующих в России. До настоящего времени на Валааме сохранились три сада – Верхний, Средний и Нижний. До сих пор плодоносит и самая старая, 200-летняя, груша. Некоторые сохранившиеся плодовые деревья имеют возраст 130-160 лет, но большая часть старых деревьев — всего 90-120 лет. Вы только вдумайтесь в эти цифры. Полодоносящие деревня ворастом в сотню лет! Здесь, на острове, самый северный вишневый сад Европы, уникальные — диаметром более трех метров — кусты красной смородины. В парниках, к сожалению, до нас не дошедших, созревали 8-килограммовые арбузы и 3-килограммовые дыни.

Грунт на валаамских скалах имеет глубину всего 20 – 30 см. Сами по себе к нему приспособились лишь сосны со своей поверхностной корневой системой. Для закладки питомников, садов, оранжерей и огородов создавались искусственные почвы. Стоило это долгого изнурительного труда.

Монастырское садоводство на Валааме возникло в 1810 году с закладки Верхнего (Аптекарского) сада. Два других — средний и нижний появились соответственно в 1856 и 1860 годах. Иначе их называли Паисиевский и Григорьевский, из уважения и в память о возделывавших их монахах. В 1869 году Валаамские сады насчитывали до 400 яблонь, причем самых разных сортов: Антоновка, Анис, Белый налив, Боровинка, Апорт, Ранет Валаамский и др. Так в верхнем саду росло до 60 сортов яблок, а в среднем – 97! На одном из деревьев в верхнем саду заботливые руки монахов привили 10 сортов яблок к одному штамбу. И это дерево успешно плодоносило. В урожайный год монастырский сад давал до 234,5 центнеров яблок. Кроме яблонь в садах росли груша, слива, крыжовник, смородина (трех сортов) и малина, в теплицах – арбузы, дыни и тыква (самый большой арбуз весил до пяти кг, дыня- полтора, тыква — 32 кг). На сельхоз выставке в Петербурге в 1861 Валаамские яблоки и арбуз получили соответственно большую и малую серебряные медали.

По воспоминаниям современников, для начала на скальных террасах, защищенных от северных ветров, высыпали гравий. Разгребали, выравнивали его, чтобы получить ровную горизонтальную поверхность. Поверх гравия укладывался хворост решеткой до полутора – двух метров. Хворосту давали перегнивать 15-20 лет, после чего он уплотнялся, оседал, создавая компост — основу почвенного слоя. И только затем на компост начали высыпать землю. Землю, которой на Валааме нет! Десятки лет ее привозили сюда с материка — в барках, лодках, мешками, корзинами. Каждый приезжающий на остров знал: лучший подарок монастырю — это мешок материковой земли. Так возникли потрясающие рощи, питомники, цветники, сады, лесопарки…

К сожалению, запустение 1940-1989 годов уничтожило очень многое из того, что веками создавалось братией Валаамского монастыря. Например, за садами квалифицированный уход возобновился лишь с 1996 года, когда в монастырь пришел отец Алексий, агроном по образованию и увлечению. Высокообразованный монах создал в монастыре целую агрономическую службу. Были проведены восстановительные работы с привлечением ученых Мичуринской сельскохозяйственной академии. Сегодня сорта монастырского сада – это Июльская Черненка, Жигулевка, Грушовка Московская. Как редкость — Грушовка Валаамская и Валаамская сласть. Зимние сорта не успевают здесь вызревать.

Журналист Алексей Реутский рассказывает:

«Можете назвать это Валаамским парадоксом, можете — чудом, но в саду мы увидели плодоносящие деревья, стоящие на одной… коре. Вся сердцевина давно выедена вредителями и вычищена дождем и ветром. Конечно, без человеческого пота и труда Господь бы вряд ли бы сотворил это чудо. Такие деревья о.Григорий и его помощник Борис Витальевич Татарский очищают, обрабатывают лекарством раны и… цементируют. Оказывается, цемент не только укрепляет ствол, но и защищает его от паразитов.

«Но почему же вы не вырубите эти старые яблони, яблоки, наверное, мелкие у них уже, да и урожай не большой?»- спрашиваю батюшку. «Не смеем, пока сами не погибнут, делаем все, чтобы их поддержать. Но каждый год сильный ветер сваливает какое-нибудь дерево, и тогда на этом месте сажаем новое. Ведь это память о наших предшественниках, насельниках Валаама, об их труде и молитве. Это наша реликвия». Сейчас в монастырских садах растет 600 деревьев».