Один из красивейших монастырей России — Валаам, расположенный на острове Ладожского озера в Карелии. Действующий мужской монастырь со всех сторон окружен водой и как будто создан для духовной монашеской жизни. Его часто называют часто Северным Афоном. Здесь необычайно красивая природа.
Валаамский монастырь — одна из древнейших обителей русского северо-запада. По преданию, место для монастыря отметил сам апостол Андрей Первозванный, который распространяя учение Христа на север, дошел до этих глухих мест и установил на «горах Валаамских» каменный крест. А спустя 900 лет появились на Валааме двое иноков, Сергий и Герман, которые пришли «из восточных стран» и основали на этом месте монашескую обитель. Предположение о возникновении монастыря в первой половине X века основывается на текстах жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащих в одной из редакций подробный рассказ о его жизни на Валааме. Других документов о жизни монастыря до 14 века не сохранилось.
Документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Из имеющихся исторических документов известно, что к началу XVI века на Валааме жило около 600 монахов. Процветающий монастырь периодически испытывал набеги шведов, несшие монашеской братии пожары и разорения. В конечном итоге монастырь пришел к запустению.
В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Пятью годами позже стояли на Валааме деревянный Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения. К 1730 году монастырь уже был обнесен деревянной оградой, а помимо собора в нем построили Успенскую церковь. Однако, эти первые постройки сгорели в сильном пожаре 1754 года.
В 1765 году в монастыре жило всего 11 монахов. Но к 1774 году уже освятили заново отстроенный храм Преображения Господня. Его с четырех сторон окружают келейные помещения, по углам этого каре возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви. В 1805 году построены две другие угловые церкви: в южной части надвратная церковь Святых апостолов Петра и Павла, в северной — больничный храм в честь иконы Богоматери «Живоносный Источник». Над островом возвышалась монастырская колокольня 72-метровой высоты. Был отлит самый громадный валаамский колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов.
XIX век — время наивысшего расцвета монастыря. При игумене Назарии в монастыре началось громадное каменное строительство. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, благодаря усилиям которого строительными работами строительные работы на острове стали вестись только под управлением настоящих архитекторов. Первым был приглашен на Валаам петербургский архитектор, академик Алексей Горностаев. При нем основывались скиты, возводились церкви и часовни, прокладывались дороги, ставились поклонные кресты.
Жизнь на острове протекала не только в молитвах. Здесь действовало около тридцати производств, были даже маленькие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, скудельный, кирпичный; имелись свои конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством, полностью снабжая потребности братии.
Валаамский монастырь являлся также центром культуры и просвящения: в обители была собрана большая библиотека, работали иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография. После смерти Дамаскина монастырём руководил его преемник Ионафан II, он закончил начатое еще Дамаскином строительство нового Спасо-Преображенского собора на три тысячи человек.
В девятнадцатом веке на Валааме учениками преподобного Паисия (Величковского) была восстановлена старая аскетическая традиция старчества. Шесть лет подвизался на Валааме преподобный Леонид, ставший потом основоположником известного оптинского старчества.
Валаам всегда привлекал к себе множество паломников и путешественников. Красота этого места, размеренный образ монашеской жизни, красота богослужения дарили умиротворение и духовное утешение как проживающим на острове, так и паломникам. В Валаамском монастыре побывали многие известные люди. Среди них — члены императоской фамилии, ученые и путешественники, живописцы, писатели и музыканты. Были Бывали здесь Александр I и Александр II, М. Миклухо-Маклай и Д. Менделеев, Шишков, Тютчев, Лесков и многие другие выдающиеся люди своей эпохи.
Свою обитель валаамские подвижники мечтали превратить в Новый Иерусалим, в связи с чем на острове в начале XX века появились названия, времен Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит. К началу Первой мировой на острове жило около тысячи человек.
Северным Афоном называли Валаам, и, как на Афоне, существовали здесь три формы монашеской жизни: киновия — монастырское общежитие в главном монастырском здании; скиты — уединенные обители в разных частях архипелага; пустыни — кельи одиноких подвижников. Центр монастырской усадьбы — Спасо-Преображенский собор. Возвышенность, на которой он стоит, носит имя горы Преображения Господня горы Фавор. Это не единственная местность на Валааме, носящая библейское название. Есть тут свои Мертвое море (озеро Лещево) и река Иордан. Соединяющий Ладогу с внутренними озерами проток зовут Кедроном. Слева от него — гора Елеон с часовней в память о Вознесении Христа, а у ее подножия — Валаамская Гефсимания. Вся эта часть острова носила название «русского Иерусалима », и окрестности обители должны были напоминать о страданиях, смерти и Воскресении Спасителя.
Есть на Валааме удивительный храм в Воскресенском скиту, на месте, где, по преданию, апостол Андрей поставил крест. Он является точной копией храма Гроба Господня в Иерусалиме — пещеры, куда было положено Тело Спасителя. Фундамент вырублен прямо в скале. Все здесь таинственно: низкие своды, полумрак. Недалеко от входа — Придел Ангела с гранитным камнем во образ камня, отваленного Ангелом от Гроба. В валаамский камень была вделана частица подлинного, иерусалимского. Узкий проход ведет паломника в святая святых — пещеру с мраморным подобием Гроба Господня. Когда-то здесь хранилась частица подлинного Гроба Господня, оправленная в серебро. Валаамские иноки привезли ее в прошлом веке со Святой Земли.
Было на Валааме двенадцать скитов. В каждом — свой устав. Наибольшей строгостью отличалась жизнь в скиту Иоанна Предтечи. Пища позволялась только растительная. Первым насельником скита был старец Иоанн Молчальник. По-детски простой, всегда ровный и веселый, он любил поговорить с братией о духовном. Зная об этой его склонности, игумен положил ему нести подвиг молчания — считать себя недостойным говорить с людьми. 14 лет беседовал старец только с Богом и духовником на исповеди. А по прошествии этого времени сказал отец игумен: «Недостоин ты такой великий подвиг нести, говори, как обычно». И вновь заговорил смиренный старец.
Сокровенна была жизнь валаамских пустынников. Безвестные миру, молились они за весь мир. Октябрь 1917 года перевернул жизнь обители — Финляндия, в состав которой вошел Валаам, получила независимость. Особенно трудным для монастыря выдался следующий, 1918 год: финские войска принудительно изъяли запасы продовольствия, инвентарь. Не хватало самого необходимого для совершения церковных служб. Но монашеская жизнь на острове продолжалась.
В 1939 началась советско-финская война и Валаамский монастырь оказался в зоне военных действий. Монахи покинули остров, бежав в Финляндию, в местечко Хейнявеси. Там, в усадьбе Папиниеми, они основали монастырь, назвав его «Новый Валаам». Туда же было вывезено все ценное имущество, включая колокола. Сегодня этот монастырь по-прежнему существует и по-прежнему является православной обителью. Правда, последний русский монах в ней давно умер.
На Валааме же в опустевших монастырских корпусах в 1940 году разместили школу боцманов и юнг. А после окончания войны в 1944, когда финские войска покинули остров, на острове разместили подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовали лесничество, восстановили монашескую метеостанцию. В 1950 году в бывших кельях и скитах был обустроен Дом инвалидов войны и труда, который перевели на материк в 1984 году. Почему так получилось? Очень просто. Архитектурный комплекс монастыря не сочли достойным памятником архитектуры.
Однако в 1979 году мнение изменилось. Пришло понимание, что сохранению подлежат не только выдающиеся здания, но и исторические, а оторвать Валаамский монастырь от истории края просто невозможно и на территории монастыря был был организован музей-заповедник. Немного позднее началась реставрация сохранившихся строений.
Но жизнь все расставила на свои места. В декабре 1989 года, в канун праздника Святого апостола Андрея Первозванного, на остров ступили первые шесть монахов, с приходом которых на Валааме стала возрождаться монашеская жизнь. Сейчас монастырь, включая подворья, насчитывает уже более ста насельников. Всеми делами обители ведает назначенный Патриархом Игумен. Обитель, как и в прежние времена, живет по одному из самых строгих монастырских уставов.
Однако до сих пор отношения обители с местными жителями достаточно сложные, ведь каждая из сторон считает Валаам своей исконной территорией. Восстановление монастыря неизбежно ущемляет интересы местных жителей. Для нескольких семей монастырь купил квартиры за свой счет, однако часть монастырских построек до сих пор занята «коренными» валаамцами. Так что проблема остается. Но все же люди тянутся к храму, приносят крестить детей и сами крестятся — прямо в Ладоге. Дети посещают устроенную для них воскресную школу.
Помимо общежительной восстанавливается на Валааме и скитская жизнь. Возрождается знаменное пение, характерный валаамский распев. Свои главные праздники — дни памяти Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев (11 июля) и Преображения Господня (19 августа) — монастырь встречает с особенной торжественностью. На Валааме организованы православная приходская община и воскресная школа для детей и взрослых. Монастырем основаны подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске, Сортавале.
10 июля 2009 года на острове Валаам был открыт музей Патриарха Алексия II. Он расположен в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита. Экспозиция составлена из фондов Валаамского научно-исследовательского музея и архива монастыря. Четыре экспозиционных зала музея посвящены старой истории монастыря, раскрывающейся в иконах Валаамских святых, в собрании картин русских живописцев XIX века и современных живописцев, изобразивших на своих полотнах Валаамский архипелаг, монастыри и скиты. Есть зал, посвященный, жизни насельников, возобновлению монашеской жизни на Валааме, а также послушанию, которое несут в монастыре монахи и послушники. По благословению патриарха Кирилла один из разделов экспозиции посвящен патриарху Алексию II, много сделавшему для возрождения обители. Всего в музее собрано около 700 экспонатов, среди которых наиболее ценные Синодики (записи) Иоанна Сурового, реконструкция старого скриптория, иноческий требник XVII века.
Нелегок монашеский путь, многому нужно научиться тем, кто избрал его для себя. Когда-то Валаам называли «мужицкой обителью», а теперешние его обитатели, в основном, городские молодые люди с высшим образованием. Разнообразны человеческие судьбы: есть бывший рок-музыкант, автогонщик, повар столичного ресторана. Есть и иностранцы — три инока из Македонии. Но здесь не любят вспоминать о своем прошлом, редко кто назовет свое мирское имя. Они выбрали жизнь иноческую — иную. Монастырь — их дом. И верят они, что возродится Валаам во всем величии и красоте.
Сегодня паломники могут посетить Валаам только через особую паломническую службу. Гостей здесь принимают в отеле, обустроенной в кельях обители. Здесь можно просто отдохнуть в тишине от мирской суеты, участвовать в богослужениях, посетить монастырские выставки, а также самому поучиться разным видам декоративно-прикладного искусства. Подробности лучше узнать на сайте монастыря https://www.valaam.ru