Каргополь — районный центр Архангельской области, расположенный на левом берегу реки Онеги, в пяти километрах от её истока из озера Лача. Город древний, но данные о его создании канули в лету. Неизвестно, ни кто его построил, ни кто тут жил впервые. Толи новгородцы, спускавшиеся по реке Онеге к Студёному морю, его заложили в 11 веке, то ли вырос он на месте уже существовавшего ранее чудского поселения. Земли тут древние, давно обжитые. Раскопки по берегам рек Свидь и Онега, озёр Воже и Лаче середины двадцатого века показали, что местность, находящаяся в непосредственном соседстве с современной территорией Каргополя была обжита ещё задолго до основания города.
Найденные в этих местах древние поселения говорят о том, что первые люди появились тут около шести тысяч лет назад, то есть в четвертом тысячелетии до н. э., в период неолита. На стоянках найдены следы предметов домашнего обихода и промысловых орудий: черепки глиняной посуды, гарпуны, роговые и костяные рыболовные крючки, наконечники стрел, скребки,топоры, долота. Также обнаружены остатки погребений и очагов. На Ольгском мысу озера Лаче нашли части горна с остатками крицы и шлака. Находку датируют первой половиной первого тысячелетия до н. э.
Огромное количество археологических находок позволило сделать следующий вывод: культура, сложившаяся в районе озёр Лаче, Воже, Кенозеро и верховьев Онеги, имеет много отличий от корельской, печорской, беломорской и других не столь отдаленных по месторасположению культур. Ее назвали Каргопольской. Существовала она в период от 4000 до З000 лет до н.э.
Сегодня Каргополь известен как город-музей. Славится он хорошо сохранившимися памятниками северной архитектуры 16—17 веков, живописным расположением на берегу Онеги, а также близостью замечательных памятников деревянной архитектуры.
Что касается названия города, то есть несколько версий его происхождения:
1. Финское название. Произошло от “каркун пуоли” — «овсяная сторона» или “каргун пуоли” — «медвежья сторонв»
2. Греческое название. Произошло от “карго–полис” — «корабельная пристань».
3. «Карга» — местное название вороны. «Каргополь» – «воронье поле». Действительно, в этих местах много ворон.
4. Финско-славянское происхождение. Произошло от финского “кар” или “карго”, значение которых не установлено, и славянского “ поле”. Действительно, Долгое время название города писалось раздельно “Карго поле”. Такое написание встречается в Сотой переписи 1561 – 1564 гг. и в переписях XVII века.
Каргополь в цифрах:
В XII-XIV веках Каргополь входил в состав Белозерского удельного княжества. В “Задонщине”, древнерусской поэтической повести XIV века о Мамаевом побоище, то есть о Куликовской битве 1380 года, упоминается о двенадцати князьях белозерских, сложивших свои головы на поле брани. Существует предание, что в их числе был князь каргопольский Глеб.
1447 год — противясь усилению власти Москвы на Севере, Каргополь укрыл за своими стенами от великого князя московского Василия Тёмного его политических соперников, князей Дмитрия Шемяку и Ивана Можайского, которые захватили с собой в Каргополь казну московскую и в качестве заложницы прихватили княгиню Софью, мать Василия Тёмного.
1478 год — Каргополь вошёл в состав общерусского Московского государства.
1536 год — Каргополю дана уставная грамота, определяющая порядок управления краем и права его населения.
15З9 год — Каргополю дана губная (судная) грамота.
1565 год — Иван Грозный зачисляет Каргополь “на свой обиход” как район, важный в стратегическом отношении.
1612 год — Каргополь подвергся нашествию польско-литовского войска. С честью выдержал осаду и отбил врага от стен города. Такие же нашествия повторялись и в 1613, и в 1614 гг. Но каргопольцы и на эти разы заставляли врага уйти ни с чем.
1587 год — По приказу Бориса Годунова в Каргополь был сослан и здесь удавлен князь Андрей Шуйский.
1607 год — В Каргопольскую крепость был сослан, заточён в Пытальную башню, пытан, изувечен, ослеплён, а затем утоплен Иван Болотников, один из вождей крестьян, восставших против феодального гнёта.
1765 год — Сильнейший пожар, повредивший более двух третих деревянных построек города.
1803 год — Восстание каргопольских крестьян против поборов
1891 год — Перепись, которая обнаруживает в городе только 339 зданий и 2684 жителя.
При прокладке в конце XIX века северной железной дороги, соединяющей Архангельск и Вологду, Каргополь остался в стороне. Его торговое и экономическое значение падает ещё больше. Дореволюционный Каргополь был захолустным уездным городком с населением не более 2,5 тысяч человек, и годовым бюджетом в 12 тысяч рублей. Крупными землевладельцами и держателями капитала были монастыри и церкви.