Албазинский острог — вошел в российскую историю как место первого поселения русских на Амуре в XVII веке. Острог находился близ современного села Албазино Сковородинского района Амурской области. Сегодня эта территория представляет собой историко-археологический памятник республиканского значения, а в селе расположен музей.
Впервые Албазин был упомянут в 1650 году, когда отряд русского первопроходца Ерофея Павловича Хабарова занял на верхнем Амуре городок даурского князя Албазы, имя которого впоследствии дало название острогу. Покидая городок в июне 1951 года, Хабаров сжег его. В дальнейшем своими жестокими действиями на Амуре он восстановил против себя не только аборигенов края, но и самих участников похода, после чего был отозван из Даурии.
Следующий этап в истории русского Албазина начался только в 1665–1666 годах, когда туда переселилась группа казаков во главе с Н.Р. Черниговским. Казаки поставили на месте Албазинского городища острог и взяли на себя функции сбора ясака с местного населения. Весь собранный ясак они исправно переправляли через Нерчинск в Москву.
Свое первое боевое крещение Алмазинский острог получил летом 1670 года, когда был осажден маньчжурами. Сведений об этом нападении почти не сохранилось. Известно только, что маньчжуры приплыли к острогу на судах, а позже по суше к крепости подошло конное войско. Осаждавшие соорудили возле острога земляной вал. Серьезность их намерений была очевидной, и в Москву поспешили доложить, что Албазин пал. Тем не менее острог выстоял.
В 1682 году он уже стал центром самостоятельного уезда. К этому времени Приамурье успешно осваивалось русскими: успешно развивалось пашенное земледелие, постепенно превращалось в настоящую житницу для населения Забайкалья. От слияния Шилки и Аргуни вниз по Амуру до устья реки Зеи и по самой Зее располагалось более двадцати русских сельскохозяйственных поселений – слобод, ясачных зимовий и острожков.
В это же самое время маньчжурское правительство Цинской империи опять активировали борьбу против русских, присутствие которых в Приамурье весьма мешало маньчжурам: мимо их рук проходила ценная пушнина, сложнее было захватывать местное население в плен.
Некоторые даурские и эвенкийские князья — Гантимур, Туйдохунь, Баодай и Вэнь-ду — добровольно перешли со своими людьми к русским, и маньчжуры не без основания опасались, что их примеру последуют и другие племена, причем не только левобережья и верхнего Амура, но и его правобережья.
В начале 1683 г. для укрепления обороноспособности забайкальских и даурских острогов Якутский, Иркутский, Илимский, Нерчинский и Албазинский уезды были объединены в Енисейский разряд и отданы в подчинение енисейскому воеводе. По государеву указу было велено набрать в Тобольске и других городах «конных и пеших казаков и стрельцов, и из их детей и братьи и племянников выбрать охочих 500 человек и послать в Енисейск… на подъем дать им по 50 рублей на человека да по пищале». Однако отряд во главе с енисейским сыном боярским Афанасием фон Бейтоном выступил в Даурию только осенью 1684 года.