Волгоградская область в XVI-XIX вв
После присоединения в начале 16 века к русскому государству Астраханского и Казанского ханства возникла необходимость защиты новых юго-восточных границ от набегов кочевников. По этой причине царь Иоан Грозный в 1589 году повелел поставить на береге реки Царица крепость, которая и стала основой города Царицын, сегодняшний Волгоград.
Дикие степные орды нередко врывались в острог, грабили его, а порой и разрушали дотла. Но Царицын возрождался вновь и вновь и продолжал стойко нести свою нелегкую службу. В XVI веке, с основанием Царицына, Нижняя Волга стала колыбелью русской “понизовой вольницы” — пристанищем обездоленного люда, беглых крестьян и холопов. Вместе с донским казачеством волжское понизовье принимало активное участие в народных восстаниях. Здесь проходили войска народных предводителей: Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева.
В 1717 г. произошел крупнейший по своим масштабам набег крымских и кубанских татар на Нижнее Поволжье, в результате которого были разграблены Царицын, Саратов и другие города. Возникла крайняя необходимость создания сторожевой укрепленной линии на территории между Волгой и Доном. Такая линия протяженностью в 60 км между Царицыном и Паньшино была построена в 1718-1720 г. по указанию Петра 1.
Это было крупнейшее сооружение, состоящее из глубокого рва и вала высотой 12 метров. Сторожевой вал имел деревянные палисады, 23 форпоста и пять земляных крепостей. Для несения сторожевой службы на царицынскую укрепленную линию были поставлены регулярные войска и донское казачество. Остатки этой линии в виде земляного вала до сих пор хорошо видны на территории районов, прилегающих к областному центру. Реконструировали и саму Царицынскую крепость. Касательно гражданских сооружений, то планировка города и его архитектурный облик изменялись довольно медленно. Так же неспешно росло население, изменялись условия и образ жизни поселенцев.
После строительства укрепленной сторожевой линии Нижнее Поволжье стало постепенно заселяться. В 1731 г. сюда переселилось свыше тысячи семей украинцев и донских казаков, образовавших Волжское казачье войско.
Вскоре после коронации, 4 декабря 1762 года Екатерина Вторая издала манифест, приглашающий в Россию иностранцев, которым предоставлялся ряд льгот, в том числе освобождение от рекрутской повинности, податей и налогов на 30 лет.
В результате по берегам Волги возникли 102 немецкие колонии. Тогда же в 28 километрах от Царицына на почтовом тракте Саратов — Астрахань возникла колония Сарепта, Ее первыми поселенцами оказались последователи Яна Гуса, бежавшие из Чехии от преследований католического духовенства.
С присоединением к России Крыма и Кубани в конце XVIII в. границы государства отодвинулись далеко на юг. Царицынская сторожевая линия была упразднена, ликвидировано Волжское казачье войско, и город упразднил свое военно-стратегическое значение. На долгие годы он превратился в ничем не примечательный уездный городок Саратовской губернии, каких много.
Захолустный уездный город Российской империи — Царицын — к концу XIX — начале XX века стал крупным торговым и промышленным центром государства.
Волгоградская область XX века
Развитие торговли способствовало бурному росту транспорта и промышленности. За короткое время город превратился в мощный узел железнодорожных и судоходных путей. Перевалка леса, соли, зерна, нефтепродуктов, рыбы приносила торговым, железнодорожным и судоходным компаниям огромные прибыли. К 1915 г. в Царицино насчитывалось 454 промышленных предприятия. В 1880 г. был построен нефтепромышленный городок Нобель.
Общее число рабочих составляло около 40 тысяч, что являлось большой политической организованной силой. Поэтому революционные события 1917 года встетили тут полное понимание и в октябре-ноябре 1917 года была установлена советская власть.
Последовавшая следом гражданская война привела Царицын в состояние полной разрухи, для преодоления которой потребовались годы и годы самоотверженного труда.
В апреле 1925 г. Царицын был переименован в Сталинград. К этому времени относится начало эпохи активной индустриализации страны. Значительно преображается металлургический завод “Красный Октябрь”, приступивший к выпуску новой продукции — высококачественной стали. В 1928 г. на северной окраине города начинается строительство первого в СССР тракторного завода, и уже через два года с его конвейера сошел первый колесный трактор. В начале тридцатых годов на южной окраине появилась судоверфь, со стапелей которой сходили до 90 речных барж в год, а также буксирные теплоходы.
Волгоградская область в годы Великой Отечественной войны
В августе 1942 г. фашисты прорвали фронт и вышли к Волге. Город подвергся жесточайшей бомбардировке. Вражеская авиация разрушила нефтехранилища, расположенные вдоль берега Волги, и горящая нефть, плывя по реке, зажигала суда, деревянные причалы и береговые сооружения.
Шесть с половиной месяцев с неослабевающим напряжением продолжалась великая битва на Волге. Защитники Сталинграда проявили беспримерное мужество, изматывая превосходящие силы противника. В ноябре 1942 г. советские войска перешли в наступление, а 2 февраля 1943 г. гитлеровская группировка под Сталинградом была полностью разгромлена.
У стен города на Волге 2 февраля 1943 года была одержана великая победа, которая стала поворотным пунктом во Второй мировой войне. Отсюда начался закат гитлеровского фашизма. Чилийский поэт Пабло Неруда так оценил Сталинградскую битву: “Здесь орден мужества одет на грудь Земли”.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 1-го мая 1945 года приказом Верховного Главнокомандующего городу Сталинграду присвоено почетное звание города-героя.
В результате ожесточенных боев город был превращен в руины. В его центральной части не осталось ни одного уцелевшего здания. Было сожжено и разрушено 41685 домов, то есть более 90% жилого фонда. Выведенными из строя оказались все 226 промышленных предприятий, а 48 заводов, оснащенных по тому времени современным оборудованием, были разрушены до основания. Предстояло восстанавливать, а точнее, построить новый Сталинград.
Послевоенные годы
С 1961 года город был переименован в Волгоград. К этому времени в южной части города был построен Волго-Донской судоходный канал, в северной — крупнейшая в Европе ГЭС, работало много крупных предприятий, таких как Камышинский ХБК, Себряковский цементный, алюминиевый, подшипниковый, моторный, технического углерода, завод органического синтеза, трубный, синтетического волокна, БВК, сталепроволочный.
Сейчас Волгоград — один из крупнейших городов России протяженностью более 80 км, с площадью городских земель почти 56,5 тыс. гектаров. В городе более двадцати высших государственных и негосударственных учебных заведений, 26 средних специальных учебных заведений. Культурный потенциал города составляют 7 театров, филармония, Дом офицеров Российской Армии, современный цирк, десятки библиотек, Домов и Дворцов культуры, планетарий.