Великая Северная экспедиция (Вторая Камчатская экспедиция 1733-1743 гг.) была организована по замыслу российского императора Петра Первого в 1725г. Но указ об ее организации подписала уже императрица Анна Иоановна в 1731 г. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов общей численностью до пяти тысяч человек. Между отрядами были распределены районы исследований побережья Ледовитого и Тихого океанов, в задачи мореплавателей входило нанесение на карту берегов Российского государства. Возглавлял экспедицию капитан-командор Витус Беринг, который не только осуществлял общее руководство, но и непосредственное возглавлял одним из ее отрядов.
Экспедиция продолжалась около десяти лет. Участники экспедиции во время морских и пеших походов исследовали и впервые нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей. Русскими исследователями были открыты Таймыр, Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1746 г. по материалам Великой Северной экспедиции Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили „Карту генеральную Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона”.
Великая Северная экспедиция стала выдающимся научным предприятием, в ходе ее были собраны обширные материалы по географии, геологии, ботанике, зоологии и этнографии севера Сибири и Дальнего Востока. На экспедиционных судах проводились наблюдения за льдами и течениями, визуальные метеорологические наблюдения. Научные данные, собранные Академическим отрядом экспедиции, легли в основу ряда фундаментальных трудов ученых Академии наук.
Двинско-Обский отряд (1733—1739 годы)
Самому западному отряду экспедиции было поручено составить опись северного побережья России от Белого моря до устья Оби. Этому отряду достался наиболее освоенный участок арктического побережья — вдоль него проходили морские пути, проложенные поморами.
Исходным пунктом отряда был назначен Архангельск. Командование возлагалось на морских офицеров Степана Муравьева и Михаила Павлова. В мае 1733 г. в Архангельске отряд получил первое распоряжение Адмиралтейств-коллегии о проведении экспедиции „для осмотра берега, лежащего от северного моря до р. Оби, где имеются места неизвестные и особливо опасные”. Согласно этому распоряжению отряд должен был, держась вблизи берега, проделать путь до Оби и нанести на карту побережье материка и встреченные острова. На Оби отряд должен был встать на зимовку под руководством Павлова, а Муравьеву предписывалось доставить в Петербург карты и судовые журналы экспедиции.
По совету северных промышленников, имевших опыт плавания в арктических морях, была выбрана конструкция экспедиционных судов — небольшие плоскодонные однопалубные суда-кочи. Они были построены в Архангельске под руководством начальника Архангельского порта Мятлева. Кочи получили названия „Экспедицион” и „Обь”. Одновременно с постройкой судов проходила заготовка продовольствия для экспедиции: в Пустозерске (город недалеко от современного Нарьян-Мара, в настоящее время не существующий) было заготовлено стадо оленей, в Обдорске (с 1933 г.— г. Салехард) устроен продовольственный склад.