Свято-Троицкий Холковский монастырь расположен в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола Белгородской области по дороге на Старый Оскол, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холки. По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.
Уникальный своей историей, он был создан в 17 веке. Монашеские кельи и подземный храм (службы проводятся и сейчас) высечены прямо в меловой горе. Более современный храмовый комплекс находится наверху. Добраться до монастыря можно с экскурсией, их организует Белгородская и Старооскольская епархии, или на автобусе Белгород — Чернянка.
Монастырь расположен под землей, в пещерах. Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год». Сведения о пещерах и подземной церкви есть и в «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год».
Общая площадь пещер составляла 255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий — 172 кв. м, длина коридора — около 126 метров. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Точных данных о том, кто рыл пещеры — монахи или пещеры существовали раньше — нет. Можно лишь с полной уверенностью можно лишь сказать, что они искусственного происхождения.
Первые упоминания о монастыре относятся к 1620 году, однако монастырь существовал раньше. Некоторые специалисты утверждают, что монастырь был основан в 14 веке монахами Киево-Печерской Лавры.
В период 1650-1700 г.г. в монастыре был построен подземный Троицкий храм, его купол был выложен из кирпича. Невдалеке от пещер на берегу речки Холки монахи поставили мельницу и в 1653 году царь Алексей Михайлович пожаловал настоятелю монастыря Ефрему грамоту, которая освобождала эту мельницу от оброков.
Через несколько лет, в 1757 году у входа в церковь возвели деревянную часовню. Вскоре ее расширили и она стала служить надвратной церковью.
Окрестные селения, да и сам монастырь нередко подвергались набегам татар. Поэтому в 1637 году на самом высоком холме над монастырем было сооружено сторожевое укрепление, получившее название “Жестовая сторожка” и входившее в систему инженерно-оборонительноего сооружения белгородской черты.
В 1764 году по велению Екатерины Второй подземный монастырь в Холках был упразднен.
В 1830-х годах князь А. Б. Голицын на свои личные средства предпринял попытку возобновить деятельность монастыря. Однако, из этого ничего не получилось: подземный монастырь так и не был открыт.
В XIX веке службы для прихожан проводили, но в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была окончательно заброшена. В начале 20 века даже вход в пещеры был засыпан и даже место входа в подземный монастырь стало забываться.
С 1909 по 1915 годы священником храма в селе Холки был отец Вячеслав Васильчиков. Служба велась в верхнем плане, а о том, что под землей есть еще одна церковь, по словам дочери священника — уже никто и не подозревал. О бывшем монастыре напоминал лишь небольшой поселок, прозванный в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники.
Именно благодаря отцу Вячеславу и найден вход в пещеры. Дело в том, что на крутом склоне, спускавшемся от церкви, проглядывало изображение креста, вырезанного прямо в меловой породе. Проконсультировавшись в Курской эпархии, священник выяснил, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь и находится подземный монастырь. Священник попробовал копать и понял, что внутри — пустое пространство…
Было решено отрыть монастырь. Работа предстояла тяжелая и опасная: приходилось спускаться на веревках. Однако, усилиями местных крестьян и наемных работников вход в монастырь был открыт и взору предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Это была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи. Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи… На стенах вырубили из мела кресты. Молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами — один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец, приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили.
Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна — более позднего периода, которую местные жители издавна именуют “пещерой старца Никиты”. Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым, трудившимся тридцать лет, с 1890 по 1920 год.
Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату и задумываясь о загробной жизни, Никита решил избрать жизнь аскета. На высоком склоне холма в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку, а в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан.
После того, как родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, питаясь подаяниями односельчан. Орудиями труда Никиты были лопата, кирка и ведро. Куски и крошки мела он выносил в старицу — высохшее русло речки, находившееся недалеко от входа в подземелье. Осуществить свой замысел — проложить коридор до главной пещеры — Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на девяносто восьмом метре пути. До соединения с подземным монастырем оставалось еще около сорока метров… Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, в недрах которого находятся пещеры и подземный монастырь.
Последующие 73 года пещеры находились в запустении. Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году.
В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года Свято-Троицкий мужской монастырь был открыт вновь.