На фото: Соловецкий монастырь зимой.
В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга. Сегодня Соловецкие острова входят в Архангельскую область.
В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет.
Однажды Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге, а оставшийся на острове Савватий почувствовал свою скорую кончину и, желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года умер.
Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря.
Однажды преподобному Зосиму было видение прекрасной церкви в небесном сиянии. На этом месте был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.
Архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики обители была дана грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии, когда Новгород вошел в состав объединенной Руси, права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.
В 1465 году монахи перевезли святые мощи преподобного Савватия с реки Выг в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.
В 1479 году умер преподобный Герман, отправившийся в Новгород по делам монастыря. Из-за распутицы на дорогах его ученики были вынуждены похоронить его на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Через 5 лет при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.
Общерусскую славу обитель приобрела в середине XVI века, когда ее возглавил игумен Филипп (Колычев) — неутомимый молитвенник, богослов, строитель и изобретатель. При нем в монастыре был окончательно установлен общежитийный устав, заведены книгописание, иконописание и другие ремесла, начато каменное строительство, на островах были проведены дороги и каналы между озерами, устроена валунная гавань для морских судов. С этого времени монастырь становится духовной, культурной и хозяйственной столицей Русского Севера.
В 1566 году св. Филипп был избран митрополитом Московским и всея Руси, резко выступил против кровавой опричнины Ивана Грозного, был сослан в Тверской Отрочь монастырь, где в 1569 году принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви. По прошению игумена Иакова, в 1591 году царь Феодор Иоаннович разрешил перенести мощи святителя Филиппа в Соловецкий монастырь.
Раскол церкви сильно отразился на жизни Соловецкого монастыря. Руководство монастыря не желало принимать нововведения Никона и монахи расплатитилсь за свою приверженность к старой вере. Осада Соловецкого монастыря в 1668-1676 годах, так называемые знаменитые восьмилетние “Соловецкие сидения”, окончилась жестокой расправой над восставшими.
Сложно сказать, когда началось противостояние против Никона: с октября 1657 года, когда сюда дошел новопечатный Служебник; с июня 1658 года, когда собор принял решение не служить по новым книгам; с октября 1666 года, когда братию уговаривал ярославский архимандрит Сергий, или с сентября 1667 года, когда в Москву была отправлена обширная челобитная “о вере”. Это были безусловно важные в предосадной истории монастыря события, однако тогда иноки еще не осознавали свое глухое противостояние властям как начало новой эпохи, напротив, это была именно старая, непрерывно разворачивающаяся со времен св. Зосимы и Савватия история.
Поворотным моментом стал день 22 июня 1668 года, когда на Большом Соловецком острове высадились стрельцы И.А. Волохова, а монастырь оказался заперт. Выбор был сделан окончательно и бесповоротно. Далее последовала восьмилетняя осада и новая история.
23 июня 1668 года Игнатий Волохов послал в монастырь стрельца Афанасия Рогова объявить царский указ о подчинении властям, после чего соловляне впустили стряпчего в обитель “не со многими людьми”, но принять нововведения отказались: “И мы де великого государя не слушаем и по новым книгам служить не хотим, и впред де великий государь пришлет хотя многие тысещи, и мы де сидим в городе”.
Широкую картину соловецких событий, верную во многих своих деталях, дал известный старобрядческий писатель Семен Денисов в написанном в 10-е годы XVIII века сочинении “История об отцах и страдальцах соловецких”. Этот труд отличает не только литературный талант автора, но и глубокий, концептуальный подход: здесь показана непрерывность соловецкой истории, представленная именами подвижников, начиная с преподобных чудотворцев до пустынножителей первой половины XVII века. Названы такие имена как преподобный Елеазар Анзерский, игумен Илия, юродивые Иоанн и Гурий, Иоанн Похабный и др.
Никакое, даже самое внимательное чтение “Истории об отцах и страдальцах соловецких”, написанной образно и эмоционально все же не дает полного представления о событиях Соловецкой осады. Только личное восприятие этих мест, возможность воочию увидеть место действия позволяют уяснить всю трагическую суть событий 1668-1676 годов.
Стрельцы Игнатия Волохова подходили к Соловкам тем же путем, каким прибывали в обитель многочисленные паломники. Когда из морской дали вырастал, постепенно приближаясь, ансамбль монастыря, люди крестились. Но теперь иные цели двигали плывущими; заметим, что, согласно документам, большинство их составляли стрельцы из северных земель – архангельские, холмогорские, двинские, кемские, сумские, которые, как и все население Русского Севера, с особым почтением и надеждой относились к соловецким чюдотворцам и их обители.
Отныне Соловки стали для поморов объектом военных действий. Не только неприступностью крепости, но и психологическими причинами можно объяснить длительную неудачу осаждавших.
Настоящие боевые действия развернулись при воеводе И.А.Мещеринове в 1674-1675 годах. Осенью 1675 года он отправил царю Алексею Михайловичу донесение с изложением планов осады. Стрельцы провели подкопы под три башни: Белую, Никольскую и Квасоваренную. 23 декабря 1675 года с трех сторон пошли на приступ: там, где были подкопы, и еще со стороны Святых ворот и Сельдяной (Арсенальной) башни. Атака была отбита.
Роковую роль в истории осады сыграло сушило, пристроенное к Белой башне. Именно этот ход указал воеводе тайно вышедший из монастыря старец Феоктист. В ночь на 22 января 1676 года, проникнув этим путем внутрь обители во время смены монастырского караула, стрельцы заняли стену и башни и растворили Святые ворота. Монастырь был взят. Последовала расправа над восставшими.
В последней трети XVI — начале XVII вв. в условиях нарастающей шведской активности в регионе Соловецкий монастырь становится важнейшим узлом обороны Поморья, обзаводится мощными укреплениями и собственным военным гарнизоном.
Свыше двух столетий — с XVI века до 60-х годов XVIII века — Соловецкий монастырь являлся почти самостоятельным государством внутри большой Русской державы. Имея свою населенную территорию, на которой действовали собственные законы и обычаи, он содержал войско, береговые и островные укрепления, судил своих подданных. Из-под юрисдикции монастыря изымались только уголовные дела.
В архиве Соловецкого монастыря хранится ведомость начала второй половины XVIII века с подробным перечислением принадлежавших монастырю городков, уездов, недвижимой и «крещеной» собственности.
Соловецкий монастырь имел в то время 5430 крестьянских, бобыльских и половнических душ мужского пола. Только в Кольском и Двинском уездах монастырю принадлежало 3648 душ мужского пола. В документе также имеется полный перечень денежных и натуральных повинностей.
“По монастырским издревле определениям” с крестьян взимался денежный оброк, подымные и другие подати, составлявшие в общей сложности около 500 руб. в год. Кроме налогов, крестьяне поставляли “для исправления разных работ” летом (оно для них продолжалось с 1 марта до 1 октября) плотников и подсобников, зимой (с 1 октября до 1 марта) чернорабочих для возки сена, дров и т. д.
О тяжести такой повинности дают представление следующие цифры: крестьяне давали в летнее время 22 плотника и 66 подсобников, а в зимние месяцы 38 работных людей. Ничего, кроме пищи, они от монастыря не получали.
Помимо всего этого, крестьяне должны были бесплатно работать на монастырских мореходных ладьях и привозить “в питомство монашествующим и трудникам хлебные и харчевые припасы”, а также развозить продовольствие по усольям и службам. В их же обязанность вменялось “на зимовье поднимать ладьи и по весне лесом нагружать их». Своим инвентарем на своих лошадях крестьяне обрабатывали монастырскую пашню в приписной Муезерокой пустыни, убирали и молотили хлеб, заготовляли дрова, косили сено.
Непомерно большие денежные и натуральные повинности приводили к тому, что быстро росло число разорявшихся хозяйств, бобыльских и половнических дворов. В селе Красноборском, например, проживало 224 бобыля. В Устюжском уезде из 455 душ жителей 231 были половниками. О них мы читаем в ведомости: “Содержат монастырскую пашню, которую пашут и хлеб снимают и с полу — половина в монастырь, а другая дается им”.
Поскольку с красноборских и устюжских бобылей и половников взять было нечего, они освобождались от уплаты денежного оброка. Но тем большая тяжесть налогов ложилась на крестьянские дворы. Многие из них пополняли ряды половников и бобылей. Получался замкнутый круг. Он был разорван конфискацией государством церковного и монастырского имущества.
В 1764 году земельные угодья и крестьяне Соловецкого монастыря были переданы Коллегии экономии. Эта екатерининская реформа окончательно подорвала экономическую мощь соловецкой вотчины, зато оказалась весьма полезной для крестьянства.
Однако, нововведение имело и положительные стороны для монастыря. Государство, взяв в свое управление Соловецкие вотчины, приняло на себе обязанность защищать обитель и весь северный край от неприятеля. В 1765 году Соловецкий монастырь перешел в ведение Святейшего Синода.
В XIX веке новый каменный храм, возведенный на месте деревянного, изменил архитектурный облик обители: в 1834 году завершено строительство церкви святителя Николая. Монастырь не избежал суровых испытаний военного времени. В 1854 году, когда Россия переживала трагические события Крымской войны, древние крепостные стены выдержали нападение с моря англо-французской эскадры. Оборону монастыря возглавил архимандрит Александр.
В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор. Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII века, построена в 1860 году освященная в его честь церковь.
В начале XX века монастырю принадлежали шесть скитов и три пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов — “безбрадых трудников”, Братское богословское училище, литография, ботанический сад. Хотя монастырь лишился своих приписных крестьян, на него бесплатно работали около тысячи трудников, за еду и “ради молитв преподобных”. Трудилось тут и несколько сот наемных рабочих.
В 1920 году новые власти приняли решения о закрытии монастыря. Последний соловецкий настоятель — архимандрит Вениамин — в 1928 году принял мученическую смерть в лесном скиту под Архангельском.
С 1922 по 1939 год на островах располагались места заключения. В 1923-33 гг. — Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН); в 1933-37 гг. — Соловецкое специальное (штрафное) отделение Беломоро-Балтийского комбината; в 1937-39 гг. — Соловецкая тюрьма Главного управления государственной безопасности НКВД. За это время через Соловки прошли тысячи узников, многие из которых погибли от непосильных условий жизни и болезней или были убиты. Собор соловецких святых прежних времен пополнился в эти годы десятками новомучеников и исповедников, пострадавших за веру.
В 1942–1945 гг. на Соловках действовала знаменитая Школа юнг в составе Учебного отряда Северного флота. После войны Соловецкие острова продолжали оставаться в ведении Министерства обороны. В период до середины 1960-х гг. соловецким памятникам был нанесен огромный ущерб. Здания произвольно перестраивались, просто разбирались на дрова.
В 60-е годы 20 века началось восстановление памятников архипелага и в 1967 году открылся музей.
В конце 1980-х годов возникло движение за возрождение духовной жизни на Соловках. В 1992 году на Соловки возвратились мощи святых основателей обители.