НА ФОТО: Почозерский погост. Расположен на территории Кенозерского национального парка в деревне Филиповская (Плесецкий район Архангельской области). Когда-то Почозеро входило в систему озер и рек Кенорецкого водно-волокового пути, по которому в XIV – XVI веках добирались из Великого Новгорода до реки Онеги, а по ней сплавлялись в Белое море. Многолюдными были селения на этом бойком торговом, многолюдным было и село Почозеро, состоящее из нескольких деревень.
На сегодняшний день, Почозерский погост — один из выдающихся церковных ансамблей Русского Севера, дошедший до наших дней. Когда был построен первый почозерский храм — неизвестно, но в 1758 году в документах Новгородской духовной консистории уже упомянута деревянная церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Спаса Бога Нашего Иисуса Христа. Официальное название храма было длинным и неудобным, поэтому в обыденной жизни, а также в церковных отчетах и документах почозерский храм, приход и причт сокращенно называли Спасским.
В истории Почозерского погоста можно выделить два строительных периода. Первый период относится к 1783-1880 годам. В то время Почозерский приход имел храм, характерный для Каргополья XVII-XVIII веков. Он состоял из летней Спасской церкви и теплой трапезной с Предтеченским приделом. Сруб трапезной вплотную примыкал к западному фасаду холодной шатровой церкви. Рядом располагалась колокольня, о времени постройки которой ничего не известно. Переход соединял колокольню с папертью или крыльцом трапезной. Вокруг Почозерского погоста была выстроена ограда из круглого леса “режем”, покрытая тесом.
Второй строительный период относится к 1880-1940 годам. Сделанные перестройки полностью преобразовали внешний вид Почозерского приходского комплекса. Шатровая Спасская церковь теперь стояла отдельно. Бывшую трапезную холодной церкви зодчие отодвинули на юго-запад и перестроили в зимнюю Предтеченскую церковь. Для этого им пришлось прирубить к ней молельное помещение и алтарь. Обе церкви связал короткий переход между папертью Спасской церкви и молельным помещением Предтеченской. Другой переход соединил шестерик шатровой колокольни с папертью Предтеченской церкви.
Почозерский ансамбль, относящийся к некогда широко распространенному на Севере типу храмовых комплексов «тройник», отличается редкой пространственной планировкой и разнообразием архитектурных решений.
Восьмерик Спасской летней церкви с широким повалом поставлен на высокий четверик и перекрыт шатром, увенчанным крупной луковичной главой. Таким же широким красивым повалом заканчивается четырехгранный алтарь, перекрытый большой килевидной бочкой с главой. К западному фасаду примыкает галерея на выпусках, крытая на один скат. На неё ведет крытое одновсходное крыльцо.
Предтеченская церковь представляет собой типичный однопрестольный зимний храм с трапезной, папертью и двухвсходным крыльцом. В отличие от Спасской церкви четверик Предтеченской и её алтарь не имеют повалов. Здесь повалы имитированы обшивкой и скатами кровель. Молельное помещение церкви перекрыто килевидной бочкой. Такая же, но меньших размеров бочка поставлена поверх трехскатной кровли алтарного прируба. Обе бочки завершены высокими чешуйчатыми главами. Трапезная и паперть покрыты на два ската.
Колокольня принадлежит к довольно распространенному в Каргополье типу шатровых колоколен XVII-XVIII веков, рубленных шестериком. Шестерик завершает широкий повал, а звон увенчан высоким шатром с чешуйчатой главой.
Неподалеку от погоста вдоль дороги в тени разросшихся старых елей и сосен показывается длинная бревенчатая ограда кладбища с шатровой башенкой над воротами и скромной калиткой (одна из трех, сохранившихся на Русском Севере, похожая ограда сохранилась и в Порженском погосте). А поодаль от ограды прячется под лесным покровом последний элемент ансамбля – крохотная и совсем простенькая часовенка Кирика и Улиты XIX века.