Саамы — небольшой по численности коренной, но разнозненный финно-угорский народ Северной Европы, никогда не имевший собственной государственности. Принято считать, что название «саамы» в двенадцатом веке пришло от викингов, живших в окрестностях Ладожского озера. Соседи саамов — скандинавы, финны, русские называли их лопарями. Здесь же имеет корни и происхождение слова Лапландия( земля лопарей). Самоназвание — «саме» или «самелатс». Финское название Финляндии звучит как Suomi. Некоторые лингвисты связывают его с народом саамов.
Сегодня саамы говорят, что они единый народ, разделенный границами. В советский период русские саамы потеряли связь со своими соотечественниками, но в настоящее время связи постепенно восстанавливаются. Сегодня их поддерживают различные шведские и норвежские фонды. Многие саамы получили реальную возможность получить образование в Норвегии. Там не только в университетах, но и школах выделяются квоты для русских саамов. Существует норвежский саамский парламент — и это не просто немощная организация, а реальная сила, которая в состоянии продвигать свои идеи и отстаивать интересы саамов. В отличии от России и Швеции в Норвегии четко исполняется Конвенция о коренных народах. В России существует саамский совет, но какой-либо реальной силы он не имеет.
В селе Ловозеро Мурманской области с 1962 г. функционирует Музей истории кольских саамов. Музей располагает богатейшей коллекцией, позволящей узнать о жизни коренных жителей Кольского полуострова от древних времен до сегодняшних дей.
Территория, которую занимали древние саамы, была значительно обширней современной: она простиралась от Северной Норвегии и Швеции через северные районы Финляндии до Кольского полуострова. Это где-то 400 тысяч кв. километров. Южная граница пролегала по берегам Ладожского озера.
С древности саамы занимались охотой: на побережье Баренцева моря имел место промысел морского зверя, особенно нерпы, повсеместно охотились на пушного зверя, а во внутренних районах — на дикого северного оленя.
Саамы имели небольшие стада — до 50 оленей, их собирали только для забоя, летом практиковался вольный выпас. Чтобы олени не разбредались, использовались дымокуры, оленьи сараи и изгороди. По традиции оленя обязательно дарили при рождении и крещении ребенка. Дарили по разным поводам, так что к свадьбе у молодого саама было собственное стадо — основа жизни и благополучия семьи. Олень являлся главной ценностью и мерилом благополучия: оленье мясо шло в котел, из шкуры шили одежду, из жил делали крепкие нити, кости и рога шли на изготовление домашней утвари. Весной и летом, во время сезонных кочевок, на оленей навьючивалось все имущество семьи, даже колыбелька с младенцем приторачивалась к вьючному седлу на олене. Зимой оленей запрягали в кережу — саамские сани-лодку.
Оленьи пастбища, охотничьи и рыболовные угодья находились в пользовании сийда (погоста) — локального кочевого объединения. У саамов были зимние и летние поселения, несколько весенних и осенних промысловых стоянок. Зимние погосты располагались во внутренних районах, летние — на побережье моря, озер или рек.
Древний тип жилища саамов — вежа. Это стационарное жилище из жердей. Их устанавливали в виде пирамиды и покрывали корой и дерном. К концу 19-го века кольские саамы постепенно переселились в пырты — избушки с плоской крышей. Некоторым больше пришлись по вкусурусские избы с двухскатной крышей. Во время перекочевок саамы использовали легкие переносные постройки конической формы — кувакса из жердей, покрытых мешковиной или брезентом.
Как и для большинства коренных народов Севера, зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для профилактики цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлебку муку и ягоды. Летом основу рациона саамов составляла рыба, прежде всего, озерная. Ее варили, жарили, вялили. От русских саамы переняли рецепт запекания рыбы в тесте.
Самым распространенным напитком был мур-чай, для приготовления которого употребляли куски чаги — болезненного нароста на стволах березы. Также в пищу употребляли заболонь: с сосны снималась кора, внутренний белый слой — заболонь — выскабливался. Затем его высушивали и толкли. Заболонь добавлялась в пищу, также использовалась а качестве антисептика.
Как и каждая традиционная, одежда саамаов связана с образом жизни народа. Поэтому саамская одежда, в первую очередь, приспособлена для долгого пребывания на открытом воздухе. Наиболее известными из гардероба саама являются «гакти» или «юпа» традиционная верхняя суконная одежда, а также «печок» — верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, ее шьют мехом наружу из двух оленьих шкур, и «торк» — зимняя одежда, сшитая мехом внутрь.
Языческие верования саамов, точно также как и языческие религии других народов, зиждятся на одухотворении и обожествлении природы, конечно же, со своей спецификой. Например, главный тотем саамов — олень. На эту тему есть легенда о человеке-олене Мяндаше, родоначальнике саамов. Верили саамы и в божеств-покровителей промыслов. Естественно, что наиболее чтимой являлась хозяйка оленьих стад
Лоут-хозик.
Саамы также поклонялись священным камням — сейдам, которые считались родовой святыней. Как правило, сейд — это отдельная скала или груда камней, или огромные валуны, расположенные около воды или на местах промыслов. Большей частью саамские сейды имеют естественное происхождение, некторые были рукотворными. Некоторые исследователи связывают поклонение сейдам с культом предков. Как считал и известный исследователь культуры саамов Н. Харузин: он записал услышанное предание о том, как некий нойд ( служитель культа у саамов) отправился в горы и там превратился в камень, который, конечно же, стал для сородичей свщенным сейдом.
Сейдам приносили дары и жертвы, оставляя часть добычи, их мазали кровью добытого зверя в благодарность за хорошую охоту и рыбьим жиром — за хороший улов. Шаманы совершали свои обряды, чтобы обеспечить оленьи стада ягелем, чтобы была хорошая погода и так далее. Места, где находились сейды и проводились жертвоприношения, считались священными и женщинам не разрешалось там находиться.
Могущественные шаманы — нойды в прошлом играли огромную роль в жизни саамов. Эта роль заключалась в осуществлении связи между миром духов и миром живых. Они осуществляли обряды, совершали жертвоприношения, лечили больных, предсказывали события.
Первые контакты кольских саамов с русскими относятся к 12-му веку. В 15-м веке эти земли вошли в состав Московского государства. С начала ХVI века началась христианизация саамов, в которой очень большую роль сыграл Печенгский монастырь, основанный монахом Трифоном в 1550 году.