страны арктики

Рубрики

Договор об Антарктике

23 июня 1961 года вступил в силу один из удивительнейших дипломатических документов, известный под названием «Договор об Антарктике». Он был подписан представителями двенадцати стран 15 декабря 1959 года в Вашингтоне в результате длившихся около двух лет предварительных консультаций. Как же это произошло?

Удивительный успех международного научного сотрудничества в Антарктиде в период подготовки и проведения Международного геофизического года привел к тому, что все семь стран, имевших претензии на территорию в Антарктиде, а также СССР, США и активные участники МГГ в Антарктиде — Бельгия, Япония и ЮАР, то есть все страны, участвовавшие в проведении МГГ, начали неофициальные переговоры о будущем Антарктики.

Через 18 месяцев неофициальных контактов на конференции в Вашингтоне, состоявшейся с 15 октября по 1 декабря 1959 года, 12 стран, каждая из которых — активный участник МГГ в Антарктике, подписали то, что стало называться Договором об Антарктике или Вашингтонским договором. Еще через год, 23 июня 1961 года, вступил в силу договор, представляющий хороший пример решения международных проблем в интересах всеобщего мира.

Так что же это такое — Договор об Антарктике?
Это очень короткий документ, состоящий из 14 статей. Первая же статья этого Договора необычна — впервые в истории международных отношений целая часть света выводилась из сферы военного влияния. В ней говорилось: «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия».

Следующая, вторая статья Договора гласила: «Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться в соответствии с положениями настоящего Договора».

Статья II совместно со статьей III Договора, в которой говорится о том, что сведениями о научных программах, персонале, наблюдениях и их результатах можно свободно обмениваться, создали атмосферу свободы научного общения между учеными разных стран вплоть до постоянного обмена учеными, работающими на станциях других стран, а также обмена научными программами, который сейчас ведется в начале каждого антарктического сезона (то есть не позднее 30 ноября каждого года).

Чрезвычайно важной является V статья Договора, в которой говорится: «Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются».

Интересна судьба, развитие этой статьи. Ведь первоначально на встречах, посвященных выработке статей Договора, были предложения разрешить опытные ядерные взрывы, оговорив, что им должны предшествовать заблаговременное оповещение всех стран-участниц Договора и консультации с ними. Однако эта идея не была принята.

Отметим, что СССР был инициатором включения в текст Договора положения о полном запрещении ядерных взрывов и запрещении захоронения радиоактивных отходов.

Благодаря статьям I и V Антарктика стала не только демилитаризованной зоной, но и первым в истории континентом, юридически объявленным свободным от ядерного оружия.

Особую роль играет статья IV Договора, второй пункт которой гласит: «Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия не заявляется, пока настоящий Договор находится в силе».

Антарктический Договор явился первым и в вопросах о взаимной инспекции. Ведь статья VII этого Договора говорит о том, что наблюдатели стран-участниц имеют право свободной инспекции, включая воздушную, любой территории и могут инспектировать любые станции, установки и оборудование.

Интересно отметить, что, согласно статье VIII Договора, каждый гражданин любой страны, работающий на научной станции другой страны в Антарктиде по статье III или осуществляющий инспекцию по статье VII, находится под юрисдикцией своего правительства, а не правительства той страны, на станции которой он находится.

Каким же механизмом располагают страны-участницы Договора, чтобы обеспечить его работоспособность, выполнение его положений? Об этом сказано в статье IX. Государства — основатели Договора должны регулярно встречаться, чтобы обмениваться информацией и принимать меры для дальнейшего действия Договора и по охране окружающей среды, животных и ресурсов Антарктики.

Эти встречи, названные в тексте статьи консультативными, должны быть открытыми для присоединения к ним других государств, которые ведут достаточно большие научные исследования в этом регионе.

Вот во исполнение этой статьи Договора собираются так называемые Консультативные совещания представителей правительств. Долгое время этими странами были только 12 основателей Договора, которые являются постоянными членами совещания. Потом в этом совещании стали принимать участие и другие страны, которые, однако, получили статус непостоянных членов: они участвуют в заседаниях Консультативного совещания лишь тогда, когда предварительно докажут свое право участвовать в них активной реальной работой и исследованиями в Антарктике, и теряют право на такое участие, если они прекращают работы в этом регионе.

Первым государством — непостоянным членом стала в 1977 году Польша, после того как она создала в Антарктиде свою национальную научную станцию Генрих Артковский. В 1981 году, после открытия научной антарктической станции Генрих фон Нормайер, вторым непостоянным членом совещания стала ФРГ.

В 1983 году Индия и Бразилия подняли флаги над своими антарктическими научными станциями и в связи с этим тоже стали членами этого собрания. Затем китайские ученые провели первую успешную антарктическую зимовку на станции КНР Великая Стена. И эта страна также стала членом Консультативного совещания, доведя общее число его членов до 17…

На январь 2004 года в число участников Договора входят 45 государств, 27 из которых являются консультативными сторонами.