Церковь Дмитрия Солункского в селе Верхняя Уфтюга Архангельской области. Кто-то хорошо сказал, что реставрация — это надземная археология. Само сравнение взывает к бережности, к предельной чуткости в обращении с древним деревом. Не только раскатать и собрать, не только заменить погнившие венцы на новые, но и заглянуть в душу дерева, узнать его породные свойства, его поведение под влиянием разных температур, взаимодействие старой и свежей древесины. Старые мастера это хорошо знали и помнили. Вот небольшой отрывок о восстановления храма:
«…и распятнав тот храм, сверху раскласти весь до подошвы, а те старые храмовые бревна разносити по сторонам и храм по прежнему же складу на то же место обложить и под те окладные ее бревна сысподи подкласти крепкая елани для крепости… на то окладные бревна срубить новых шесть или семь рядом и с тех новых рядов повести вверх прежние старые…»
Однако, мастера старого поколения ушли из жизни, а те, что пришли им на смену, не очень-то стремились перенять секреты древнего ремесла. Плотник — даже в современном понимании — профессия вымирающая. Первым, кто попытался заглянуть в «святая святых» плотницкой науки XVII-XVIII веков, был молодой архитектор-реставратор Александр Попов. Он изучал сруб как особый метод строительной культуры, как живой организм со свойственными ему формами, дыханием, своеобразием стилей. И изучал отнюдь не умозрительно, а непосредственно на объекте — с топором в руках. Для этого ему пришлось как бы заново открыть старую форму топора и самому же выковать его, пользуясь указаниями «порядных», а также методом «проб и ошибок».
Но главное, Попов решил возродить саму методику работы народного мастера, образ его строительного мышления, пройти вместе со своим рукодельным предком по всем этапам храмостроительства. Деревянная церковь Дмитрия Солунского в селе Верхняя Уфтюга Красноборского района — его детище. Когда архитектор приехал сюда, чтобы приступить к консервации, храм, по сути дела, уже дышал на ладан. Никто не верил, что его удастся спасти. А ведь сооружение на шесть метров превышает высоту всемирно известного двадцатидвухглавого Преображенского собора в Кижах. Да и возраст его был весьма почтенный — более трех веков. Как известно, шатровые церкви были запрещены в России со времен патриарха Никона, но уфтюжане воздвигли ее наперекор грозному владыке как символ свободы и крепости веры.
Почти все деревянные памятники реставрируют так называемым методом переборки. Сначала измеряют бревна, маркируют и разбирают до окладных венцов, потом их начинают собирать. Если дерево здоровое — оно ложится в сруб, если порченное, с гнилым нутром — то такого же диаметра и размера подбирается новое и ставится на его место. Кажется, ничего хитрого нет. Как обычно происходит? Архитектор делает эскизный проект, дает указание плотникам и уезжает в институт, изредка наведываясь сюда, чтобы следить за ходом работ.
Но Александр Попов всю ношу взвалил на себя: он был одновременно и реставратором, и плотником-исполнителем, и представителем авторского надзора. Он и лес рубил для замены венцов, и бересту заготашгавал, чтобы обеспечить гидроизоляцию кровли, и ковал топоры, и осваивал особую систему тески бревен, чтобы обезопасить их от преждевременного старения.
Деревянная церковь Дмитрия Солункского в селе Верхняя Уфтюга Архангельской области относится к шатровому типу храмов. Её высота 45 метров, длина сруба — 12 метров. В основании постройки стоит мощный четверик, на нем — невысокий восьмерик, четыре стены которого совпадают со стенами четверика. Углы срубов рублены с остатком. Завершает сруб сильно выступающий повал.
Венчает церковь шатёр, высота которого не менее половины всего здания. Особенностью шатра является то, что он рублен внутри без промежуточных связей, ходов, балок, стропил. С западной строны к зданию церкви примыкает галерея-сени, висящая на бревенчатых кронштейнах. Стены галереи обшиты тесом в «елку». С восточной стороны примыкает пятистенная алтарная пристройка, завершающаяся бочкой с главкой. В южной стене прорублены четыре окна, в северной — одно. Раньше у церкви существовало крыльцо.
Церковь Дмитрия Солунского — бывший православный храм, построенный в 1784 (по другим данным в конце XVII века), деревянный памятник архитектуры. 6 лет проработал над его востановлением Александр Попов, затем была деревнянная Никольская церковь в селе Нёнокса, затем другие храмы. В 1988 году Попов создал свою мастерскую. В 1995 году был награжден Премией за достижения в области реставрации памятников истории и культуры.