Псков во время Великой Отечественной войны.
Партизанское движение на Псковщине.
Подвиг островских комсомольцев. Клава Назарова
От Пскова до его древнего “пригорода” Острова километров пять-десять с небольшим. Его называли “южным щитом” Пскова. Этот щит был выставлен против Литвы и Ливонского ордена. Первоначально город размещался на небольшом острове на реке Великой, которая служила естественной защитой. Некогда здесь стояла каменная крепость с пятью башнями. От нее сохранился собор XVI века. На реке были запруды и много мельниц.
Постепенно город разросся и вышел на берега. На правом берегу около реки раскинулась большая рыночная площадь с крупным полубарочным собором, в котором ныне устроен музей. В XIX веке остров соединили с берегами цепным мостом — гордостью “островитян”. Его разрушили во время войны, но потом восстановили. Вокруг площади вырастают новые дома, сбегая ступенями к реке. На их фоне стоит памятник из серого гранита: на прямоугольном постаменте высоко поднята собранная фигура девушки. Лицо строго и решительно. А с фотографии, помещенной в музее, смотрит прелестное лицо. Светлый лоб, окаймленный мягкими пушистыми волосами, ласковые глаза, искрящаяся улыбка. Это Клава Назарова — Герой Советского Союза, получившая это звание посмертно.
Клава родилась в 1918 году, а в 1942-м — погибла. Веселая и общительная, она до войны работала в Острове пионервожатой, была членом райкома комсомола, мечтала поступить в физкультурный институт. После захвата Острова немцами Клава со своими друзьями организовала подпольную группу. Молодые патриоты связались с партизанским отрядом, который действовал неподалеку от Острова. Они занимались разведкой, похищали у немцев документы и оружие, вели пропаганду среди населения, распространяли наши листовки. Они подожгли несколько складов, устроили крушение поезда и, выследив мощную фашистскую радиостанцию у Гороховского озера, сообщили ее координаты и помогли нашим самолетам ее разбомбить.
Когда в городской больнице оказались советские военнопленные, Клава устроилась туда медсестрой и вместе со своими товарищами организовывала побеги раненых красноармейцев. С их помощью спаслось несколько десятков человек. Но одна группа, направлявшаяся через фронт, наткнулась на засаду. У них было письмо 3-й Партизанской бригаде, подписанное молодыми подпольщиками, в котором они отчитывались в своих действиях и клялись в верности.
Вскоре начались аресты. В ноябре 1942 года гестаповцы арестовали Клаву, ее мать и других. Более месяца шли допросы и пытки, а утром 12 декабря 1942 года немцы согнали на площадь более трех тысяч жителей города и публично казнили комсомольцев. Они были повешены. В последнюю минуту зазвенел над толпой голос Клавы-пионервожатой: “Дети, смотрите и запоминайте, как уничтожают советских людей!” Но сопротивление оккупантам не было сломлено. Во главе подпольщиков встала подруга Клавы — Людмила Филиппова. На их след гитлеровцы напали осенью 1943 года и расстреляли в семи километрах от Острова на Палкинском шоссе. Но оставшиеся в живых продолжали борьбу.
Известно, что комсомольцы под видом вечеринок собирались в домике Назаровых на берегу Великой (улица Урицкого, дом 1/21). Мы нашли эту улицу. Домика найти не удалось. Нумерация домов переменилась. На углу улицы, на нечетной ее стороне — сад. Дом №1 (без дроби) стоит на полугоре с сильным отступом от угла. Он свежевыкрашен, с веселым садиком. В этом доме — детские ясли. Жаль, что на месте домика Клавы нет мемориальной доски.
Герои Опочки
Древнерусский город Опочка упоминается в летописи с начала XV века. Псковичи заложили его в 1414 году- через восемь лет после того, как великий князь литовский Витовт разгромил Коложе — южный “пригород” (крепостцу) Пскова. Место для новой крепости выбрали на вершине холма в излучине реки Великой. Концы излучины соединили рвом — получился остров. На вершине холма насыпали высокий вал, срубили деревянные стены и башни.
В крепость вело двое ворот: Большие и Малые. У Больших ворот соорудили деревянный мост, но не обычный, а висячий: он держался на веревках. (Мост этот, видимо, находился там, где теперь сделана плотина.) С другой стороны моста, на берегу, образовался посад.
Когда в августе 1426 года большое литовское войско подошло к городу, опочане не убрали мост, а сами засели за Валом. Когда литовцы вместе с татарами, которых они привели, бросились на мост, защитники крепости перерезали веревки, и все бывшие на мосту попадали в реку, да еще на острые колья, вбитые в дно Великой. После этого жители Опочки бились два дня и две ночи и отстояли свой город.
Опочецкий Вал много раз служил городу, послужил он и в последнюю, Великую Отечественную войну. Фашисты думали форсировать Великую с ходу, но горстка советских бойцов укрепилась на Валу и в течение суток отбивала врага. Задержав немцев, они помогли нашим частям отойти и закрепиться на новом рубеже.
Во время немецкой оккупации в Опочке работала подпольная группа, в которую входили Рая Гаврилова, Маша Кузьмина и их товарищи. Группа действовала двадцать месяцев — более полутора лет, но была разгромлена. Только Маше удалось скрыться.
На Коммунальной улице, при подъезде к Опочке со стороны Острова, в складском помещении был концентрационный лагерь, в котором погибло много советских людей. Вокруг Опочки действовали партизаны. Против них немцы бросали большие силы, но не добились успеха. Тогда, как и везде, каратели обрушились на население окрестных деревень. Жителей деревни Артюхово согнали в сарай, забили двери и сожгли. Опочка освобождена 15 июля 1944 года. В боях за Опочку участвовали партизаны. На Валу установлен памятник героям гражданской и Великой Отечественной войн.
* * *
Зачастую партизаны вели бои вместе с частями Советской Армии, прикрывая ее отход. Отряды пополнялись воинами, оказавшимися в тылу вражеских войск. В подполье уходил местный партийный и советский актив. Он составлял ядро первых партизанских отрядов, был их организатором. Некоторыми отрядами командовали пограничники, обладавшие военным опытом. (Отряд лейтенанта Долгорукова в Великолукском районе и другие.) Такие отряды сразу проявляли боевую активность. Другие начинали с разведки, со сбора оружия; постепенно набирая силы и опыт, они разворачивали диверсионную деятельность в тылу врага. Сначала отряды были небольшими: пятнадцать-двадцать человек, редко больше тридцати, а иногда и меньше десяти. Их кормило и одевало местное население.
Создание партизанских отрядов не было просто стихийным. В директиве Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года говорится: “В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия…” Так оно и было.
Вот строки письма немецкого солдата, убитого партизанами: “Мы ведем самую ужасную войну из всех войн: лучше быть на самом фронте, чем здесь. Там я знаю, что на таком-то расстоянии находится враг. Здесь он — всюду, вокруг нас. Из-за каждого укрытия нас выслеживают партизаны. Едем и… вдруг раздается несколько выстрелов. Обыкновенно эти выстрелы попадают…”
Немцы называли партизан “вторым фронтом” в тылу своей главной линии обороны.
Партизанские отряды формировались и на советской территории — на Большой земле и перебрасывались через линию фронта. Их возглавляли командиры Советской Армии. Через несколько месяцев после начала войны мелкие партизанские отряды стали сливаться в бригады. Это усилило их боеспособность. (Мелким партизанским отрядам с наступлением зимы стало труднее уходить от карателей — выдавали следы, как их ни старались запутать). В начале 1942 года в партизанских бригадах стали создаваться полки — это говорит об их возросшей численности.
Сперва партизаны были вооружены только винтовками и тем оружием, которое они подбирали на поле боя, которое собирало и передавало им население и тем, которое было сохранено на тайных складах. Постепенно они начали получать и самое современное оружие. Его доставляли самолеты. У партизан были даже пушки.
В нынешней Псковской области действовали Ленинградские и Калининские партизанские бригады, что соответствовало старому административному делению. К 1944 году Ленинградских бригад было 13. В них воевало 35 000 человек. В 16 Калининских бригадах на Псковщине сражалось 22 000 партизан.