на фото: Никольский собор, Изборск, Псковская область.
Впервые Никольский собор упоминается в 1342 году, а в 1349 году у него на хорах в присутствии псковского князя был освящен придел святого Спаса. Так же как и «Троица» для Пскова, собор стал символом города, олицетворяя его. В трудные дни летописец записывал: «На утреи же придоша немцы под город Изборск с силою великою… Хотяши пленити дом святого Николы»29. В XVI веке сбоку собора пристроили придел, в XIX веке — притвор и колокольню при входе. В стенах пробили большие окна.
Кровля первоначально была восьмискатной или имела лопастную форму по новгородскому образцу, хотя расчлененный верх мало вяжется с исключительной монолитностью целого. Глава сделана в середине XIX века, но она придает памятнику замечательное единство и могла повторить древнее очертание.
Никольский собор невелик, но производит впечатление мощного сооружения. Однако внутри собор кажется затесненным. Его столбы квадратны. Своды словно свисают ломтями. С западной стороны, за столбами, устроены деревянные хоры с каменной «палаткой» (приделом) в углу. Своды, перекрывающие боковые пространства собора (то есть концы креста, в середине которого стоит купол), расслаиваются на три арки: средняя арка выше крайних и лежит на них. Западный свод, включающий хоры, имеет не три, а четыре членения, так что в разрезе арки выглядят в виде двух зубцов. Отсюда пошли псковские ступенчатые своды, широко распространившиеся в XV и XVI веках. Но тип «слоистых» арок не повторился нигде. Однако они были известны еще в Древнем Риме. К XIV веку через Византию и средневековую Европу они добрались до Пскова. Такая форма облегчала ведение кладки и увеличивала «жесткость» свода.
Если ранним летним утром подняться по тропинке над кручей и войти в крепость через проломную арку у Куковки, когда лужайка еще темна и травы наполнены жгучей росой, а лучи восходящего солнца со всей силой только что осветили алтарную стену собора, зрелище предстанет великолепным: собор весь оживет, затрепещет тенями, золотясь и розовея, и как-то особенно выступит его древняя основа. Очень хорош, скульптурен собор на закате, когда косые лучи освещают его северную стену, разрумянив ее, прорисовав неправильность широких лопаток и вылепив живописную поверхность стены со всеми ее неровностями, которые становятся особенно рельефными, отбрасывая длинные прозрачные тени. Трогательно хороша его круглая глава, подымающаяся за частоколами садов над крепостной стеной рядом с мягко золотящейся Колокольной башней. Издали блестит его серебряный «лоб». Вблизи окутанные воздухом стены кажутся излучающими тепло.