В тридцати с небольшим километрах по шоссе к западу от Пскова лежит большое село Изборск, знаменитое своей древней крепостью. Его называют еще Старый Изборск, чтобы отличать от расположенного на несколько километров севернее Нового Изборска, который возник уже в XIX в. как станция строившейся тогда железной дороги. Печорский район Псковской области, к которому относится Изборск, находится на западном краю России, на границе с Эстонией.
Село Изборск раскинулось на равнине и застроено в основном деревянными одноэтажными домами недавней постройки, но среди них есть и очень старые избы, срубленные из огромных бревен, с архаичными системами покрытия, с пристроенными к ним каменными хозяйственными постройками и оградами с арочными воротами. На северо-западе открывается великолепный вид на Изборскую котловину с Городищенским озером, которое соединяется с речкой Сходницей и Мальским озером, расположенным дальше к северо-западу. Здесь, на границе с котловиной среди живописной природы, и расположены знаменитые «Труворово городище» и крепость.
Изборск завораживает. Когда много лет назад мне впервые удалось побывать здесь, дыхание просто остановилось от этих исконно русских пейзажей. Это впечатление возросло, когда над головой поднялись покрытые золотнянкой округлые башни и мшистые розовато-лиловые выступы плиты над оврагом, над которым тянется пустынная стена крепости. А когда из крепости впервые в полуразрушенной арке далеко внизу я увидела узкую серебряную ленту змеящейся речки Смолки, пробирающейся сквозь зелень зарослей к Городищенскому озеру, и вихрастые ветлы у деревянного мосточка, и вползающую в гору, извивающуюся .словно река, Старую Псковскую дорогу, и холмы, и поля, и пестреющие стада с крошечными коровками и овечками — захотелось полететь…
Изборск был способен заворожить, сделать человека художником, сделать его бесконечно преданным исконной красоте родной земли. Недаром Рерих здесь обрел себя как художник. Здешние места вообще называют «рериховскими». Экскурсоводы под Изборском говорят о «рериховских холмах». «Помни о красоте!» — был его завет. Когда смотришь на рериховского «Пантелеймона-целителя» или «Весну священную», вспоминаются изборские перекаты. Они откровенно языческие: сама природа звучит здесь как эпос.