страны арктики

Рубрики

Кто такие поморы. Окончание

Кто такие поморы. Окончание.
А от устья Поноя наш маршрут протянулся по тоням — Толстый нос, Красный мыс, Рвы, Кислоха, Кузьмино, Тяпчиха, Пялка и далее к Сосновке. Вполне понятно, что на следующий же полевой сезон одним из первых пунктов нашего обследования была деревня на Зимнем Берегу Белого моря — Ручьи. На деревенском кладбище удалось разыскать скромные деревянные надгробия Ушаковых. Оказывается, Федор Иванович Ушаков родился в 1862 году, а умер в 1941-м. Второй Ушаков, упомянутый на кресте в Красных Щелках СФ, — это его сын — Степан Федорович. Он родился в 1882 году и, пережив отца всего на три года, умер в 1944 году. В деревне Ручьи и сейчас живут родственники Федора Ушакова. Нам повезло, что его внук Юрий Степанович был дома, а не в отъезде (он как раз собирался с женой лететь в Архангельск) и немного рассказал о своем деде.

Отец Федора Ивановича погиб на промыслах на кошках около острова Моржевца, и его воспитывал дед Роман. Матери у него тогда уже не было. Тяжелое детство не ожесточило Федора Ивановича. А жизнь была нелегкая — работа на Кольском полуострове, на знаменитых промыслах в Кедах (недалеко от острова Моржовец). Юрий Степанович дает нам коробку для шильев, сработанную его дедом, о чем свидетельствуют вырезанные на стенках ящика надписи: «1890 год месяца февраля 24 числа» — на одной стороне — и «Федора Ивановича Ушакова» — на другой.

Дальнейшие поиски памятников, связанных с крестьянскими полярными мореходами, несомненно, выявят целые поморские «династии, на протяжении длительного времени связанные с поморскими промыслами. Нет сомнения, что надо спешить и не откладывать эти поиски в долгий ящик, ибо время не ждет.

Между прочим, это хорошо понимали те, кто бороздил моря. Поэтому, не промедлив, ставили поморы для себя и своих сотоварищей да сродственников приметные знаки, облегчавшие путь на промысел. Недаром один из крестьян — владельцев лоции записал на ее страницах истинно святые слова: «И опосля нас помор на промысел пойдет, как же о себе след для него не оставить».

В 1983-1984 годах экспедиции удалось побывать на знаменитом становище Кеды, осмотреть кресты в устье реки Кедовки, на острове Моржовец. Но пожалуй, больше всего нас взволновали кресты в поморском селе Койда. Это большое село, на его территории стоит несколько крестов. Однако нельзя не сказать о двух крестах, стоявших на окраине села, на берегу губы. К сожалению, даже старшее поколение уже начинает забывать людей, которые упомянуты в этих надписях.

Необходимо энергичнее проводить работу по фиксации памятников поморского мореплавания. Сегодня мы еще можем увидеть в Зимней Золотице на тоне Ручей крест с надписью: «1827 г. 7 сент… роботал Авраам Ф. Голуби…».

На острове Моржовце: «1878 года месяца… дня поставлен сей крест… и 21 человеком».

На западном берегу полуострова Канин зафиксировано 13 крестов, но большая часть их уже погибла, только на двух еще можно разобрать даты — «1 сентября 1912» (в устье реки Кии), «1912» (на мысе Тарханов).

На острове Вайгач: «Крест сей сооружен в славу Божию усердием крестьян Пустозерской волости… 1900 г..»

Сегодня мы еще можем увидеть эти стоящие, лежащие, реже полностью сохранившиеся памятники крестьянской культуры. Да, крестьянской, ибо основная масса промышленников — это потомственные крестьяне или крестьяне, в первом своем поколении записавшиеся в посад. Они — носители традиций.

Академик Д. С. Лихачев очень правильно подметил эту сторону народной культуры: «Культура — это память… Все хорошее не забывалось, а передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией. Так во всем, будь то земледельческие знания, народная медицина или художественное ремесло.
«Море — наше поле, — гласит старинная поморская поговорка.

Олег Овсянников.