Плещется вода о разноцветные камешки. Мягко скользит августовское солнце по постаменту беломраморного памятника, увитого тонкими виноградными лозами. Некогда он был привезен из Италии и поставлен на могиле родных декабриста Назимова. Устье реки Великой. Острова, нанесенные рекой, поросшие блестящей пахучей осокой. Сверкающая голубизна вод. Дышащие теплом беленые стены простого округлого храма, подымающегося над самой водой, — церковь Николы «в Устьях». Храм-маяк, храм у водных ворот Пскова, его предвестник.
Церковь Николы в Устье — один из лучших псковских памятников XV века. Стоит она на левом берегу, но не на круче, а сразу за нею, там, где река выходит в озеро. Может быть, при выборе места для храма важно было и прикрытие от ветра, и близость к воде, и к самому озеру?
Когда плывешь вниз по Великой, темный силуэт церкви неожиданно отделяется от полосы высокого берега, появляясь на фоне воды и небес, там, где берег вдруг обрывается. За ним открывается простор. Хорош Никола и когда подплывешь к нему с озера на закате. В эти часы стены храма, обращенные к озеру, особенно ярко освещены, и белизна их заметна издалека. Храм действует на огромном расстоянии, приветствуя вас, и сразу становится понятным его значение как маяка.
Далеко видная с озера церковь служила указателем пристани и открывала водную дорогу во Псков; современные береговые знаки, отмечающие фарватер, стоят именно у нее. Пристань существует в этом месте и теперь. Сюда из Пскова ходит катерок.
Место, на котором стоит Никола в Устье, не только красиво — оно было и очень важно для Пскова. Недаром сюда, так же как и к броду в Выбутах, и в XV и в XVII веках псковичи высылали заставы. «А псковских стрельцов з заставными головами на заставах — по 5 человек на заставе, а живут переменяясь понедельно».
Это место стремились захватить враги, оценивая его как ключевую позицию города. Псковский летописец под 1609 годом тревожно сообщает, что «немцы на Устьи у Николы, а прошаются во Псков» (это были шведы). В 1615 году шведы поставили здесь «городок» — земляное укрепление, в котором засело 700 человек. На осаду острожка голова Григорий Бобров выслал 3000 псковичей. «Во 125 году [то есть 1616], декабря в 10 день городок взяша и немец достальные выпустиша». Из осажденных «предались на государево имя», то есть сдались 125 человек, «а иные с голоду в осаде померли». Пушки, взятые у шведов при осаде городка, были поставлены во Пскове у Нижних решеток.
Церковь небольшая, а кажется монументальной. У нее одна глава, три апсиды, традиционное покрытие на восемь скатов, традиционная разбивка наружных стен на три части лопатками, соединенными вверху лопастными кривыми, традиционный декор. Но есть особая весомость и значительность всех форм. Внутри ощущается толщина стен, их надежность, каменность и вместе с тем некоторая затесненность, хотя в центре своды подымаются ступенями арок, а барабан, на котором покоится небольшой купол, строен и светел. Но столбы кажутся низкорослыми: они скруглены только на высоту человеческого роста, на них давит каменный массив. Квадратные устои расширяются кверху, чтобы уменьшить диаметр купола. Побеленные стены в неровностях, очертания окон и ниш неправильны, но в этом есть своя архаическая красота. Кое-где видны остатки фресок.
Некогда над входом, так же как и у церкви в Выбутах, были деревянные хоры с каменным приделом в юго-западном углу. Выгоревшие деревянные связи заменены при реставрации железобетонными, очень тяжеловесными, перерезающими внутреннее пространство. Церковь постепенно обстраивали, но эти позднейшие добавления были уничтожены при реставрации.
Снесли и колокольню XIX века. Быть может, это была ошибка, так как она усиливала основной объем храма, встречающий озерную ширь. Из описи известно, что на древней колокольнице висело два средних и два малых колокола. Новая глава вышла аморфной, поэтому памятник после реставрации лучше смотреть издали, когда впечатление от нее скрадывается, или совсем близко, когда глава уходит назад и во всю силу звучат великолепные лепные стены и полновесные апсиды.
Нужно обязательно подняться на гору за алтарем и взглянуть оттуда на светлый простор озера, открывающийся за силуэтом храма. Великая в Устье широка и красива. На островах стоят стожки сена. Их перевозят на лодках. Здесь можно услышать слова: «полную ладейку сена набрала…» В Пскове еще бытуют слова «ладьи» и «хоромы». На правом берегу раскинулась деревня с весёлым названием Муравицы. Здесь ворота строят из известняковой плиты с красивой выкладкой.