С памятниками, которые когда-то стояли выше Пскова на правом берегу Великой, время обошлось сурово: все они оказались утраченными. Здесь, в четырех верстах от города, при впадении реки Чёрехи в Великую, в сосновом бору стоял монастырь Пантелеймона Дальнего. Он известен с XIII века. Переправа через Череху была очень важна: через нее шла Старая Новгородская дорога, выводившая к Шёлони. На Черехе был мост.
Отсюда путь вел к Выбутскому броду. Мост этот летописец упоминает в начале XV века, называя его новым, следовательно, до него существовал старый мост и, быть может, не один. У Пантелеймона Дальнего псковичи встречали почетных гостей и в их числе в 1450 году владыку Евфимия, который прославился строительной деятельностью в Новгороде. Провожали их также до Пантелеймона Дальнего (если не до самой границы с Новгородом Великим).
На иконе из часовни Владычного Креста, ныне хранящейся в Псковском музее, на которой изображен Псков с его ближайшими окрестностями во время штурма города Стефаном Баторием в 1581 году, монастырь показан с каменной церковью и высокой колокольней в виде башни, увенчанной зубцами, на которые опирается шатер.
Такие колокольни не характерны для Пскова, где по преимуществу строили звонницы, но шатровая колокольница стояла в сердце города — на Персях Крома (на передней стене псковского кремля). Шатровый столп был воздвигнут и в трех с половиной верстах ниже Пскова — в Снетогорском монастыре, построенном на горе у поворота Великой. Это не было случайностью: столпы колоколен, поставленные в ответственных местах, служили дозорными и сигнальными вышками. Недаром Стефан Баторий избрал Пантелеймонов монастырь своей ставкой. (Так же как в 1615 году Густав-Адольф избрал ставкой Снетогорский монастырь.) С колокольни он мог наблюдать за подготовкой к штурму города.
От Пантелеймона Дальнего открывается Псков. 24 августа 1581 года королевский секретарь ксёндз Пиотровский именно здесь записал в своем дневнике: «Мы в миле от Пскова, у каких-то двух рек, которые здесь сливаются… Любуемся Псковом! Господи, какой большой город, точно Париж!» И продолжал 25 августа: «Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, весь обнесен стеною: за нею красуются церкви, как густой лес, все каменные; домов не видно… Местность превосходная. Город расположен на красивой равнине». «В полмили от него тянутся частые холмы, покрытые можжевельником; мы хватали там руками, гоняясь на лошадях, зайцев, дрохву, куропаток, в присутствии короля, который приезжал из своего лагеря осматривать город».
«Сам король пришел подо Псков… яко… дивий вепрь ис пустыни… со всеми своими многими силами, того же месяца августа в 26 день, на память святых мученика Андреяна и Натальи, — гневно писал летописец, — сий же неутолимый лютый зверь несыт, своею гладною утробою пришел, яко видев великого града Пскова, яко великую гору и неудобь восходимую, ниже величеством круглости скоро обходну, всячески умом располяшеся, войску же своему около всего того града объехати и осадити веляше… Государевы же бояре и воеводы велели стрелять по ним «из наряду» (то есть из пушек), «многие полки возмути(в) и многих людей у них нарядом побив. Они же к королю приехав, возвестиша, яко не можно около града объехать досягновения ради и великого многого бою из града от наряду».
Пришлось объезжать Псков лесами «токмо черность в лесе видев», но и там доставили ядра «из большово наряду… лесы преклони[в] и многие полки прислонив». «Пушки у них отличные и в достаточном количестве, стреляют ядрами… величиною с голову… Ядра, летающие с башен, становятся все больше, некоторые переходят за пятьдесят фунтов весом… Король очень озабочен» , — писал Пиотровский.
Монастырь Пантелеймона Дальнего сильно пострадал во время событий 1581 года и был перестроен в XVII веке. Новая церковь получила тонкий московский декор. Фотоснимки с нее помещены в путеводителе Н. Ф. Окулича-Казарина, изданном в 1911 году. В середине XIX века и эта церковь пришла в запустение. Такой она изображена художником Мартыновым на одном из его рисунков. В конце XIX века ее подновили. Тогда, видимо, была построена небольшая островерхая колоколенка в псевдорусско-готическом духе. Она стоит на берегу Великой рядом с бугром, в котором погребены развалины храма, и ее нужно сберегать как памятник трагических событий. Бор не сохранился, но и сейчас на теплых чистых песках окрестных холмов растут молодые красноствольные сосенки.
В настоящее время от ансамбля Пантелеймоновского монастыря сохранились колокольня и школа псаломщиков. Мы должны хранить свои традиции и беречь историю России и Русской Православной Церкви. Восстановление таких исторически важных памятников культуры, как Монастырь Пантелеймона Дальнего – наш долг. По благословению нашего Владыки Евсевия отец Олег всеми силами взялся за возрождение прихода храма Целителя Пантелеймона. Но чтобы добиться желанного успеха, необходима помощь, как материальная, так и физическая. Поэтому мы призываем всех псковичей, гостей города и добрых людей по всему лицу Земли, не оставаться равнодушными к этой святыни и внести свой вклад в восстановление храма Пантелеймона Дальнего, который, несомненно, украсит нашу землю и заставит нас гордиться ею еще больше.