В конце XIX века широкое распространение в Карелии получил дом «брусом», пришедший на смену традиционным постройкам крестьянских жилищ «кошелем» и «глаголем». В отличие от квадратного в плане «кошеля», где двухрядной связью объединены жилые и подсобные помещения, от «глаголя», в котором хозяйственного назначения клети приставлены к жилью так, что образуют в плане подобие буквы «Г», откуда и само название, «брус» предполагает постановку подсобных клетей позади жилых помещений. Поэтому «брус» характеризуется чаще всего планом, имеющим вид вытянутого правильного прямоугольника.
Сохранив функциональное значение планировки, то есть объединение в одном комплексе изб, сарая, хлева и кладовых, «брус» стал последним звеном в эволюции дома северного крестьянина. Совершенство такого решения сказалось прежде всего в устройстве сарая. Если пологий скат крыши «кошеля», устроенный над сараем, не создавал большой емкости, то крутая, высокого подъема, двускатная кровля над поветью дома «брусом» позволяла устранить этот недостаток и при меньшей площади давала возможность делать запас сена на всю зиму. Выигрывало в этом случае и само покрытие — крутое падение его скатов способствовало лучшей сохранности теса.
Отмеченные стороны практической целесообразности обусловили симпатии к «брусу» в начале XX века во всех без исключения районах Карелии.
Дом крестьянина-середняка Сергеева не обладает какими-либо исключительными художественными особенностями. Это типичный образец гражданской архитектуры Карелии начала XX века. Построенный в деревне Логморучей в непосредственной близости от губернского города Петрозаводска, он заметно тронут не свойственной народной архитектуре сухостью.
Несколько навязчиво выглядит правильный ряд тесно прижатых створок декоративных ставень, обрамляющих наряду с наличниками сравнительно большие окна. Дом лишен такого традиционного украшения как гульбище. В его декоративном убранстве наблюдается не столько желание подхватить и развить мотивы прикладного искусства прошлого, сколько попытка не вступать чересчур открыто в спор с вековыми традициями, чуждыми городской культуре.
Здание покоится на валунах, имеет подклет. Стены сарая поддерживаются тремя столбами-подпорами на случай замены нижних венцов хлева. Крыша выполнена по безгвоздевой схеме. Вход расположен с запада; здесь же устроен бревенчатый настил взвоза.
Площадь жилых помещений — избы, горницы и боковушки — сравнительно невелика.
Здание обследовано в 1961 году архитектором В. П. Моисеевым, в музей перевезено в 1962 году.
Планом развития музея-заповедника того времени предусматривалось создание комплекса крестьянского хозяйства, характерного для Заозерья. Центральным его экспонатом и должен был стать со временем дом Сергеева. В усадьбу планировалось перевезти амбар и баню.
В 1979 году сюда была перевезена кузница из деревни Суйсарь; в ее интерьере — выставка, посвященная кузнечному ремеслу.
Вернуться на Вокруг Кижского погоста