страны арктики

Рубрики

Экспедиция Нансена на Северный полюс

Экспедиция Нансена на Северный полюс в 1895—1896 гг. По возвращении из Гренландской экспедиции (1888-1889) Нансен занимал скромную должность хранителя зоотомического кабинета при университете в Христиании. В это время он весь ушел в разработку плана и подготовку задуманной им большой экспедиции в центральную часть Полярного бассейна. План этой экспедиции был весьма необычен и вместе с тем гениально прост.

Предыстория

Еще в 1884 году профессором Моном была опубликована статья о находке у юго-западных берегов Гренландии предметов экспедиции на “Жаннетте” ^, затонувшей, как известно, в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Обнаружение этих предметов у берегов Гренландии Мон объяснил существованием в Полярном бассейне течения, которое идет от Новосибирских островов к Гренландии. Этой статьей Нансен заинтересовался необычайно. Ведь и он сам, плавая на “Викинге”, находил неоспоримые доказательства существования этого течения. И у Нансена молнией блеснула мысль: это течение можно использовать для достижения центральной части Арктики!

Так зародился план новой экспедиции, по оригинальности и смелости не имевшей равных в истории полярных исследований. «Вмерзнуть на судне во льды и предоставить себя полярному течению! С помощью этого течения проникнуть в ту область, которую тщетно пытались достигнуть все те, кто раньше шел против течения. Если попытаться работать заодно с силами природы, а не против них, то мы найдем вернейший и легчайший способ достичь полюса”, — такова была мысль Нансена.

Впрочем, достижение полюса Нансен не считал обязательным, и во всяком случае не это должно было явиться главной целью экспедиции. “Мы отправляемся не для того, чтобы отыскать математическую точку, составляющую северный конец земной оси; достижение этой точки само по себе малоценно, но чтобы произвести наблюдения в обширной неисследованной части земного шара, окружающей полюс”, — писал Нансен.

В начале 1890 года, когда план экспедиции на дрейфующем судне окончательно созрел, Нансен доложил его Норвежскому географическому обществу. Норвежский народ тогда уже крепко верил в своего героя, и план Нансена, несмотря на его новизну и смелость, был встречен с энтузиазмом, что нельзя было сказать о зарубежных странах, что мнение в двух словах сводилось к следующей определению: «чистое безумие». Россия была исключением. Там в достаточной мере оценили реальность плана и оказали помощь, выслав Нансену все изданные в России карты северных морей, данные о населенных пунктах на северном побережье Сибири, сведения о температурах воды в Беринговом проливе и прилегающей части Ледовитого океана, а известный полярный исследователь Э. В. Толль совершил труднейший поход на Новосибирские о-ва для устройства там складов на случай аварии “Фрама”.

Несмотря на отрицательное отношение к планам Нансена среди большинства зарубежных специалистов, в Норвегии решили поддержать Нансена, и экспедиция его вскоре приняла характер большого национального дела. Стортинг ассигновал на экспедицию 200 000 крон, а позже еще 80 000 крон. Большие суммы поступали также от частных лиц.

Для осуществления плана Нансена требовалось, конечно, совершенно особенное судно, ибо обыкновенному кораблю грозила неминуемая опасность быть раздавленным льдом. Нансен полагал, что если придать обводам корабля яйцевидную форму, то судно при сжатии льдов будет выдавливаться наружу. Постройку корабля Нансен поручил одному из лучших норвежских судостроителей Колину Арчеру. 25 октября 1892 года судно было спущено на воду. Корабль получил название “Фрам”, что по-норвежски означает “вперед”.

Первоначально Нансен предполагал идти через Берингов пролив, дабы побыстрее достичь Новосибирских островов. По прибытии на место предполагалось пройти как можно севернее по открытой воде, после чего пришвартоваться к льдине и предоставить льдам всё остальное. На случай, если случится несчастье, и придётся эвакуироваться, или, напротив, экспедиция будет вынесена к берегам неизвестной суши, Нансен намеревался использовать ездовых собак.

Общее число заявок на участие в экспедицию превысило 600, Нансен отобрал из них только 12 человек (включая себя). Одним из соискателей был известный английский полярный исследователь Фредерик Джексон, подавший заявку ещё в 1890 году, но ему было отказано из-за происхождения, поскольку экспедиция предполагалась национальной — норвежской.

Начало экспедиции

«Фрам» отплыл 24 июня 1893 года из залива Пиппервик от виллы Нансена «Готхоб» в Люсакере. До 15 июля судно шло вдоль берегов Норвегии, загружая припасы, а Нансен дал серию публичных выступлений с целью покрытия финансовых недостач экспедиции. Покинув воды Норвегии «Фрам» отправился по Баренцеву морю и 29 июля вошёл в Югорский Шар, ненецкое становище Хабарово, куда посланец Э. В. Толля, тобольский мещанин Александр Иванович Тронтхейм, доставил 34 остяцкие лайки. Для Нансена неприятным сюрпризом оказалось то, что это были сплошь (кроме четырёх) кастрированные кобели, для развода собак осталась личная сука Нансена — Квик, помесь ньюфаундленда с гренландской лайкой.

«Фрам» благополучно пересек Карское море, оказавшись на траверзе Енисея 18 августа. Здесь в сплошном тумане были замечены группы мелких островов, один из которых был назван в честь Свердрупа. Продвижение судна сильно замедлилось при попадании в ледовые поля (это когда тонкий слой пресной воды растекается по поверхности морской, создавая сильное сопротивление на границе плотности)

К 7 сентября экспедиция была у полуострова Таймыр, открыв перед тем несколько групп мелких островов, названных в честь помощника командира — островами Скотт-Хансена и в честь спонсоров экспедиции — острова Фирнли и острова Хейберга. Гряду островов, впервые замеченных ещё Норденшельдом, Нансен назвал в его честь. Мыс Челюскин преодолели 9 сентября в сильную снежную бурю, грозившую вынужденной зимовкой.

Нансен принял решение не идти к устью реки Оленёк, где Толль заготовил угольный склад и партию ездовых лаек. Вместо этого «Фрам» пошёл на север по открытым разводьям, огибая остров Котельный. Нансен рассчитывал добраться до широты 80 град., но сплошные ледовые поля остановили судно 20 сентября 1893 года на 78 град. 50 минут с. ш. и 133 град 30 минут восточной долготы к северу от Новосибирских островов.

Дрейф октября 1893 — марта 1895 годов

5 октября было официально объявлено о начале дрейфа. Первое ледовое сжатие 9 октября подтвердило удачную конструкцию судна. Судно дрефовало медленно и попервам оказалось даже южнее, чем в начале дрейфа. Его средняя скорость была 1,6 мили в сутки и Нансен совершенно справедливо опасался, что на пересечение полярного бассейна понадобится 5-6 лет. 19 мая 1894 года «Фрам» пересёк лишь 81 град. с. ш.

Во время дрейфа члены экспедиции занимались изученим Полярного бассейна. Каждые десять дней проводилось бурение льда, а промеры морских глубин — каждые 60 миль. В результате экспедиция Нансена сделала потрясающее открытие: на месте предполагаемого мелководного Полярного бассейна оказался океан глубиной до 3850 м.

Наиболее северная точка, достигнутая “Фрамом” во время его дрейфа (15 ноября 1895 года), лежала на широте 85 град 56 мин с.ш. (при долготе 66 град.31 мин. восточной долготы). Севернее этой точки после “Фрама” побывало только одно судно — “Седов” в 1938 году.

Санный поход к Северному полюсу

К концу 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход на собачьих упряжках. Несколько месяце подготовки и 14 марта 1895 года Нансен в сопровождении Я. Иохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84 град 05 мин с. ш. 101 град 35 мин в. д. Достигнув параллели 86 град14 мин и поставив этим рекорд, путники были вынуждены повернуть обратно.

Через три месяца Нансену и Нохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной из камней хижине. Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой “Windward” он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и “Фрам”, блестяще закончивший свой исторический дрейф. Когда Нансену подали телеграмму с извещением о прибытии “Фрама”, он был совершенно потрясен этой радостной вестью. “У меня точно сдавило горло, и я мог только сказать: “Фрам” вернулся. Это было точно волшебная сказка”.

Возвращение Нансена и “Фрама” вылилось в Норвегии в настоящий национальный праздник. В столице торжества продолжались пять дней подряд. Когда знаменитый норвежский писатель Бьёрнстерне-Бьёрнсон впервые прочел в газетах о возвращении Нансена и его героических делах, он воскликнул: “Это вам не бочка с водкой для одурманивания народа!”. Сейчас же по возвращении Нансена в Норвегии был учрежден “фонд Нансена”, на средства которого должны были производиться научные исследования и печататься научные работы. Уже в первые дни средства этого фонда, собранные путем подписки, составили 1/4 миллиона крон, а к 1932 году они увеличились до 7 миллионов крон.

В научном отношении экспедиция на “Фраме” дала исключительно богатую жатву, впервые раскрыв природу центральной части Арктики. Вместо предполагавшегося мелководного моря или суши Нансен нашел здесь глубокое море, в котором глубины превышают 3000 метров. Промежуточные слои этого моря, на глубине 200-800 метров, оказались заполненными относительно теплой водой, приходящей из Атлантического океана. Поверх этого слоя атлантической воды располагаются холодные полярные воды, двигающиеся в обратном направлении, т. е. с востока на запад.

Популярное описание экспедиции на “Фраме” дано Нансеном в его классической книге “«Фрам» в полярном море”. Эта книга, в которой Нансен проявил себя как замечательный литератор, оказала очень большое влияние на последующее поколение полярных исследователей. Она сделалась в полном смысле слова настольной книгой полярных путешественников, на ней учились такие полярники, как Амундсен, X. Свердруп и другие.
* * *
“Фрам” — первый корабль, проникший в глубоководную часть Северного Ледовитого океана, — совершил после Нансена еще два замечательных плавания. В 1898-1902 годах на “Фраме” работала экспедиция Отто Свердрупа в Канадском арктическом архипелаге, а в 1910-1912 годах на этом же судне Руал Амундсен совершил плавание в Антарктику. Этот один из самых удивительных кораблей в мире был, между прочим, первым судном, прошедшим через Панамский канал. В 1935 году “Фрам” установили на берегу в Бюгденесе и над кораблем выстроили дом. Таким образом, этот исторический корабль в настоящее время является музеем, отображающим экспедицию, сделавшую эпоху в истории полярных исследований.