страны арктики

Рубрики

Строительство Амуро-Якутской магистрали

Главной трудностью в развитии экономики Якутии справедливо считали отсутствие налаженных транспортных связей, что повторялось на протяжении многих десятилетий.

В деле дорожного строительства Якутии основное место занимает сооружение Амуро-Якутской магистрали, которая должна была ускорить и удешевить доставку товаропродуктов на Алданские прииски и в город Якутск.

Якутский губернатор И. И. Крафт говорил: «Учреждение Якутско-Неверского зимнего тракта позволит намного сократит путь в Якутск от Сибирской железной дороги и удешевит доставку товаров».

Свое предложение он обосновывал тем, что выход Якутии к Транссибирской магистрали будет содействовать дальнейшему экономическому развитию края. Но только с началом освоения Алданских золотых промыслов вопрос устройства дороги на Амур стал решаться более быстро. Золотая промышленность требовала доставки народнохозяйственных грузов, продовольствия, рабочей силы.

Поэтому строительство грунтовой дороги с пропуском 7-тонных автомашин Амуро-Якутской магистрали было начато в спешном порядке, без проекта, сметы и достаточных экономических изысканий. Дорога, имевшая всесоюзное значение и связывающая Транссибирскую железную дорогу с Якутией, строилась с 1926 года со сроком окончания через 5 лет. Первоначальная ориентировочная стоимость в 14,5 миллиона рублей к 1932 году была значительно превышена и составила около 30 миллионов рублей. Но после окончания строительства дороги с протяженностью 730 километров в 1932 году республика эксплуатировала ее как почтово-пассажирскую до Якутска и, отчасти, для снабжения грузами промышленности Алданского района. Причинами срыва сроков и неудовлетворительного состояния работ по АЯМу были перебои в финансировании, низкое качество руководства работами, управлением магистрали, невнимательное отношение к строительству дороги со стороны Главдортранса НКПС, а также техническая отсталость и слабость дорожного строительства того времени.

С 1929 по 1941 год на развитие всех видов транспорта и дорожного строительства республики было затрачено 160 миллионов рублей. Якутск был соединен со многими районами автомобильными путями. Они вели в Орджоникидзевский, Намский, Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский, Чурапчинский, Таттинский, Амгинский, Аллах-Юньский районы. На строительстве этих дорог, наряду с наймом рабочих, применялось принудительное использование труда репрессированных, раскулаченных якутских крестьян и так называемых лишенцев — граждан, лишенных избирательных прав.

В годы Великой Отечественной войны, когда река Лена, по которой летом доставлялось значительное количество народнохозяйственных грузов, покрывалась льдом, единственная сухопутная связь с другими регионами страны осуществлялось автотранспортом по Амуро-Якутской магистрали. В январе-феврале 1942 года, в самые жестокие морозы, из Якутска на фронт было направлено около 2 тысяч призывников. Преодолев более тысячи километров, они на автомашинах добрались до Читинской области. Это является единственным примером переброски такого большого количества людей за пределы республики за очень короткий промежуток времени в 50-градусные морозы.