17 сентября 1935 года постановлением Совнаркома ЯАССР «…в целях научного изучения языка, литературы, искусства, истории, …научной разработки вопросов их дальнейшего развития…» был создан первый научно-исследовательский институт в Якутии — НИИ языка и культуры ЯАССР (ныне Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук).
Организатором института и его первым директором (1935–1937) был Платон Алексеевич Ойунский — основоположник якутской советской литературы, поэт, филолог, фольклорист, видный государственный и общественный деятель. Личность Ойунского имела огромное влияние. Он был признанным лидером Якутии в области просвещения и создания литературного (государственного) якутского языка.
С 1923 по 1925 год Ойунский был главой первого советского правительства Якутской республики и главой первого представительного органа ЯЦИК, с 1924 года — председателем Совета якутской письменности при ЯЦИК. В 1925 году он стал инициатором создания и председателем научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ» («Будущее якутов»). Это общество было призвано объединить все научные и культурные силы для планомерной работы вместе с главными научными центрами страны, прежде всего Академией наук. В 1928–1929 годах Ойунский — народный комиссар просвещения и редактор первого литературного журнала «Чолбон», в 1929–1931 годах — главный редактор Якутского книжного издательства, Председатель комитета Якутской письменности (нового алфавита). В 1931–1935 годах обучался в аспирантуре НИИ национальностей при ЦИК, в 1935 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата лингвистических наук. Также был председателем вновь созданного Союза советских писателей Якутии, депутатом Верховного Совета СССР Первого созыва. В феврале 1938 года был арестован по сфабрикованному обвинению, умер во время следствия в октябре 1939 года.
Впервые проект создания Института языка и культуры был разработан Комитетом нового алфавита еще в 1931 году, тогда он задумывался как учреждение при якутском правительстве, объединяющее деятельность Национального театра, картинной галереи, музыкальной и художественной студии, секции словесности и секции языка и письменности малых народов Севера. Еще 18 апреля 1931 года было издано постановление Совнаркома ЯАССР о необходимости создания Института языка и культуры, но организация его была отложена в связи с нехваткой кадров и средств.
- Организацию Института языка и культуры признать необходимым.
- Средства, предусмотренные сметой на содержание института, отпустить из дополнительно ассигнованных НКПросу 450,000 рублей на развертывание школьной сети в 1931-32 учебном году, предложив Наркомфину и НКПросу уточнить эту смету и включить в бюджет.
- Поручить Госплану, совместно с НКПросом, Наркомземом и ЦСНХ проработать вопрос об организации Научно-исследовательского института, как с точки зрения об’единения им работы уже существующих научных учреждений, так и в целях организации новых научных учреждений в области сельского хозяйства, промышленности и др.
Постановление СНК ЯАССР
от 18 апреля 1931 года.
Созданный в 1935 году институт имел три секции: языка и письменности, литературы и искусства, секцию истории. Штатными научными сотрудниками института были в 1935–1937 годах: С.Н. Донской-II, Н.М. Заболоцкий, Д.К. Сивцев, С.И. Дьячковский-Боло, А.А. Саввин, А.Е. Мординов, П.П. Барашков, Н.Н. Павлов, С.Р. Кулачиков, Г.А. Попов, Г.В. Ксенофонтов, Н.С. Григорьев. Кроме того, первые якутские ученые и литераторы, учителя, знатоки фольклора, краеведы были корреспондентами института и работали на договорных началах. Был издан ряд сборников трудов института, разработаны и утверждены общие принципы орфографии и терминологии якутского литературного языка, начался планомерный сбор, изучение и публикация произведений фольклора, была написана первая история якутской литературы, шла работа по обобщению вопросов древней и новой истории Якутии, в планах было написание ряда словарей и т. д.
В 1938 году почти все сотрудники были необоснованно арестованы или сняты с работы, работа института фактически прекратилась. С августа 1941 по 1943 год институт был временно закрыт в связи с войной.
Несмотря на все это, уже в довоенный период был создан важный задел, ставший основой для дальнейшего развития литературного языка, фольклористики, литературоведения, искусствоведения, истории. Были налажены связи с ведущими учеными страны. Впервые в Якутии была создана единая база данных наиболее значимых текстов по якутоведению, в институте и вокруг него (через корреспондентскую сеть) объединились первые научные кадры, которые, несмотря ни на что, продолжили эту работу и в дальнейшем. Рукописный архив института, в своей основе сформированный еще в те годы, является сегодня хранилищем ценнейших для Якутии литературных, фольклорных и научных рукописей.
Таким образом, создание и первый период деятельности НИИ языка и культуры ЯАССР являются важной страницей истории Якутии. Это событие стало закреплением всего предыдущего трудного пути развития общественной мысли в Якутии и одновременно основой для его дальнейшего развития. Институт продолжает вносить большой вклад в развитие науки и по праву считается одним из самых значимых культурных центров Якутии.