Ясак – натуральный налог, которым облагались в Московской Руси и царской России некоторые народности Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.
Первые русские казачьи отряды стали налагать на мужское население коренных народов доселе незнакомую для них дань, т.н., ясак в знак покорности русскому царю. Ясак вначале взимался дорогими собольими шкурами. После истощения соболиного промысла ясак стали брать шкурами лисицы и других зверей, а затем и деньгами. Ясак в виде денежных сборов существовал вплоть до падения самодержавия.
Отряд сотника П.Бекетова летом 1632 г. заставил бетунских якутов первым присягнуть царю и внести ясак. В 1648 г. при воеводе В.Н. Пушкине было собрано 602 сорока 5 соболей (24085 шт. шкурок), 655 сороков 37 пупков собольих (26237 шт.), соболь белый, 13 шуб пластинных собольих, 2 стана шубных пластинных собольих, всего на огромную сумму 49808 руб. 28 алтын 2 деньги. Но часть внесенных за ясак соболей и отобранные различными путями шкурки оседали у алчных сборщиков и воевод. У И.Ф. Голенищева-Кутузова насчитали 573 сорока соболей (22920 шт. шкурок).
Для того, чтобы ясак вносили исправно в острожках содержались аманаты – заложники, из числа уважаемых членов рода. В первое время ясак платили – кто сколько может. Тяжесть ясака обуславливалась не столько его размерами, а лихоимством воевод и служилых людей, которые руководствовались интересами собственного обогащения и ежегодно брали в свою пользу “подарки” размер которых нередко равнялся самому ясаку. Однако злоупотребления при взимании ясака вызывали рост недоимок, обнищание ясачных людей.
Все это приводило к тому, что с обжитых мест уходили целыми родами в поисках лучшей доли. Были случаи и прямого вооруженного сопротивления. Так в 1642 г. несколько сотен вооруженных якутов осадили Якутский острог, в бунте участвовали якуты кангаласского, намского, бетунского, борогонского, мегинского, амгинского и одейского родов. Во главе их стояли Откурай, Бозек и их братья, тойоны кангаласский Еюк Никин и намский Мымах. Причиной восстания стали действия якутского воеводы Петра Головина и его сборщиков ясака. Из-за разногласий среди тойонов восстание не увенчалось успехом и было жестоко подавлено.
В дальнейшем результате безудержного истребления соболь исчез с промыслов. В 1770-е гг. перешли на соболино-лисий оклад уплаты ясака и отказались от содержания аманатов. У якутов размер ясака зависел от количества скота. В 1830-е гг. земли стали распределять между ясачными по классам. Лучшие земли относились к первому классу и собственник этой земли платил намного больше ясака чем другие, но уже деньгами.
С XVIII ясак поступавший в казну царского кабинета, превратился в обычный налог, взимаемый только с коренных народов Якутии вплоть до падения царского режима в 1917 г. При этом в результате сокращения численности пушных зверей, особенно соболя, и в связи с развитием товарно-денежных отношений в конце 19 – нач. 20 вв. «мягкой рухлядью» он взимался только с «носовых» чукчей, юкагиров и с майских тунгусов (эвенков), остальные ясачные люди платили его деньгами.