Эвенки (тунгусы) – самоназвание эвэнкил – занимают обширную территорию от Енисея до побережья Охотского моря. Освоение тунгусскими племенами этой огромной территории происходило на пешей стадии в первых веках н.э. Затем с X в. начали проникать оленные группы. Тунгусы распространялись по рекам, кочуя по горам. В древности тунгусы были воинственным народом, воевали с местными племенами, частью вытеснив их на север, а частью ассимилировали. В XX в. ученые выделили из тунгусского этноса эвенов, чьи предки ламуты считались «пешими тунгусами», но освоив оленеводство стали кочевать по Северной Якутии смешавшись с остатками юкагиров.
«Горным народом» называл тунгусов А.Ф.Миддендорф, о горной тайге как о родине эвенков писала Н.В.Ермолова. А.А.Назарова называет их «людьми водоразделов», тяготеющими к водоразделам и переходящими через них по несколько раз в год. Водораздели – это всегда возвышенности, с которых реки, эти «ключи» ориентации в пространстве земли, текут в разных направлениях, ведя к новым землям с их реками, где концентрируется пушной и мясной зверь [Сирина Анна Анатольевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, «Эвенки и эвены в современном мире: cамосознание, природопользование, мировоззрение» 2012, с. 254].
Имя тунгусов чисто внешне сопоставимо с китайским названием дун-ху — «восточные варвары». По данным И. Г. Георги, слово «тунгус» не является экзоэтнонимом, данным их предкам тюрками, от слова «свинья» или тон уус — «мерзлый человек» в якутском языке, а происходит от самоназвания эвенков донки [Иоганн Готлиб Георги – немецкий медик, химик, натуралист, этнограф, путешественник, профессор минералогии и академик Императорской Академии наук и художеств, 1799].
В. А. Туголуков самоназвание эвенков связывал с названием племени увань в китайской хронике VII в. [Туголуков 1985]. Более того, этот средневековый народ знал оленеводство: «Оленей кормили мхом и впрягали в телеги» [Василевич 1946].
Территориальное деление эвенков было сделано по названиям рек, на которых они обитали. Известны коркодонские, вилюйские, нижнеленские, енисейские, анабарские, олекминские, туруханские, усть-майские, алданские, бурейские, ангарские, баргузинские, енисейские, витимские тунгусы. Тунгусы (эвенки и эвены) занимались охотой, оленеводством, рыболовством; южные –забайкальские и амурские тунгусы скотоводством. Наиболее известные тунгусские рода: шамагиры, буляши, нюрмаганы, синигиры, сологоны, угуляты, долганы, эдяны, момогиры, баягиры, хатагины, монгол, киндигиры, нанагиры и т.д.
До сих пор не решена проблема этногенеза эвенкийского народа. В историографии их предков сопоставляли с хуннами, киданями, сяньбийцами, мохэ, уванями, чжурчжэнями. Потом выводили из обитателей археологических культур Приамурья, Забайкалья, Прибайкалья и Якутии. Неясным является время их выделение от тунгусо-маньчжурских народов. Древние народы, имевшие государственность на территории Кореи также относят к тунгусо-маньчжурским племенам.
ЦИТАТА: Ориентация в тайге у эвенков и других тунгусо-маньчжурских народов происходит по течению реки – точкой отсчета человек считает свое местоположение по отношению к реке, и по склонам хребтов. Реки были и остаются для эвенков «нитью Ариадны» в лабиринте в лабиринте тайги. Тунгусы ориентировались не по сторонам света, а относительно направления главной водной артерии и нахождения себя по отношению к ней в данный момент. Реже – по горам, выходам горных пород, застругам, характеру лесной растительности. При этом на картах они правильно соблюдают расстояния и площади, изображая реки, жилища, горы, озера условными знаками [Сирина Анна Анатольевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, «Эвенки и эвены в современном мире: cамосознание, природопользование, мировоззрение» 2012, с. 369].
Осваивая свою наследственную территорию в течении поколений, тунгусы, естественно, знают тайгу так, что могут предвидеть, в какое время года, даже в который час и день, и в каком именно месте они встретят интересующую их добычу. Огромное заселение тунгусами пространства тайги, присуствие тунгусской топонимики даже в тех районах Сибири, где ныне тунгусы не живут, – все указывает на большую древность тунгусов. По выражению одного из этнографов, верховой олень “окрылил” пешего таежного охотника и позволил ему в короткое время освоить все пространство сибирской тайги. Таким образом, охотничье-оленеводческий уклад тунгусского таежного номадизма имеет возраст не менее 2 тыс. лет, а в части охоты, которая и в основном сформировала баланс системы “человек-тайга”, может иметь возраст 9 тыс. лет и больше [Рычков].
Причиной постоянных передвижений тунгусов Г.Майдель считал поиск пушного зверя. Наиболее дальние переходы эвенкийских охотников, иногда удалявшихся от мест постоянного обитания на 800 км., были связаны с пушной охотой на белку [Сирина, 2012, с. 266].
Все в быте тунгусов отвечало их жизненному укладу таежных номадов. Жилище – крытое берестой, а зимой – шкурами, чум наподобие индейского типа. Такое жилище быстро устраивается, при перекочевках же перевозятся лишь шкуры. Берестяные лодки типа байдарки, с двухлопастным веслом, которыми пользовались тунгусы, легко переносятся через многочисленные излучины сибирских рек, сокращая путь на многие часы и дни. Езда на оленях – только верхом, а чаще это – ведение навьюченного оленя в поводу [Рычков, 1995, с. 171].
В течение длительного времени миграции тунгусо-маньчжурских племен и ассимиляция аборигенного населения привели к тому, что в результате процесса этногенеза образовались такие народы как эвены-ламуты, негидальцы, орочоны, орокы, ульчы, солоны, хамниганы. В XVII в. началось проникновение тунгусов на Камчатку, Сахалин, Приморье, в Внутреннюю Монголию и в Манчьжурию. Еще позже в XVIII в. эвенки стали проникать на север в бассейны рек Анабара, Колымы и Индигирки. Обратные волны миграций вилюйских тунгусов затронули Олекму и Витим, дошли до Севера Приамурья. Еще раньше тунгусы стали совершать далекие походы доходя до Западной Сибири.