страны арктики

Рубрики

Древняя Якутия: Неолит

Неолит — завершающая стадия каменного века. Во многих регионах Земли в неолите происходит становление производящей формы хозяйства — скотоводства и земледелия. Однако у неолитических племен Якутии основой экономики продолжали оставаться охота, рыболовство и собирательство дикоросов. Основными изменениями в культуре людей неолита стали изготовление керамики и распространение серийных форм шлифованных каменных орудий. В конце неолита спорадически появляются металлические изделия.

Завершающей стадией каменного века является неолит — новокаменный век, характеризующийся появлением керамики (глиняной посуды, изготовлявшейся по специальным методикам путём обжига), серийных форм шлифованных каменных орудий, широким распространением двусторонне обработанных каменных изделий. В середине первой половины V — середине IV тысячелетий до н.э. на территории Якутии существовала Сыалахская культура раннего неолита. На сыалахских стоянках впервые на территории Якутии появились серийные типы шлифованных каменных орудий и обожженная глиняная посуда (Рис.1, 2, 3, 4). Керамика с отпечатками «сетки-плетенки» на внешней стороне — наиболее показательный признак Сыалахской культуры. Основным занятием сыалахцев была охота, существенным подспорьем служило также рыболовство. Большое распространение получило оружие дистанционного боя, что доказывается наличием наконечников стрел, имевших, в основном, листовидную форму. Широко использовались костяные изделия.

Судя по фаунистическим остаткам, в охотничьем промысле сыалахцы отдавали явное предпочтение лосю, поэтому образ этого животного занимал центральное место в их искусстве. Изображения лосей всегда численно доминируют и занимают зрительно более выгодное место на всех известных ранненеолитических писаницах Алдана, Амги, Лены, Синей, Олёкмы, Токко и Чары.

В середине IV — конце III тысячелетий до н.э. на территории Якутии распространяется Белькачинская культура развитого (среднего) неолита. Основным маркирующим признаком белькачинской культуры является своеобразная шнуровая керамика, на поверхности которой видны отпечатки скрученных нитей-шнуров. На белькачинских стоянках находят также наконечники стрел с асимметричными жальцами, шлифованные ступенчатые тёсла, топоры с ушками, комбинированные орудия, провёртки, различные резцы, скребки и другие орудия. К Белькачинской культуре относятся самые древние из известных на сегодняшний день погребальных памятников Якутии: Туой-Хаинский могильник, Эргётское, Уолбинское, Кангаласское, Огонёк, Джикимдинское, Онньёсское, Хайыргасское и Родинское погребения. Эти погребальные комплексы позволили определить антропологический тип древних жителей Якутии и реконструировать их погребальный обряд.

На писаницах белькачинского времени, при общем преобладании анималистических сюжетов и признаков охотничьего культа лося, больше, чем на рисунках предыдущих эпох, антропоморфных изображений. Изображения людей, как и животных, сделаны в разной технике: сплошными и контурными линиями, а также заливкой контура краской. Люди показаны преимущественно в движении.

Заключительный поздний этап неолита соотносится в Якутии с Ымыяхтахской культурой III–II тысячелетий до н.э. Эта культура занимала обширный регион Северо-Востока Азии, включающий помимо Якутии, Таймыр, Чукотку, север Забайкалья и Прибайкалья. На ымыяхтахских стоянках зафиксирована характерная многослойная вафельная, рубчатая и гладкостенная керамика с примесью органики (шерсти животных, травы и хвои) в глиняном тесте. Художественный орнамент на сосудах включает в себя также прочерченные геометрические узоры в виде перекрещивающихся линий, зигзагов и треугольников. Характерной особенностью каменного инвентаря ымыяхтахцев была тщательность и филигранность обработки орудий и чёткая выдержанность их форм. Из различных пород камня они изготовляли всевозможные изделия — наконечники стрел и копий, скребки, резцы, вкладыши, ножи, абразивы, топоры, тёсла и так далее. Ымыяхтахцам были знакомы все основные приёмы обработки камня, освоенные в предшествующие эпохи. В целом, обработка камня в этот период достигла наивысшего расцвета. Существенное место в инвентаре ымыяхтахцев занимали орудия из кости и рога, из которых изготовляли орудия охоты и рыболовства, оружие, защитное вооружение, украшения, а также бытовые предметы. Известно 2 ымыяхтахских могильника (Чучур-Муранский и Диринг-Юряхский) и несколько одиночных погребений. Кёрдюгенское погребение, в котором был похоронен воин со щитом из костяных пластин и доспехом из роговых пластин, дало яркий материал, позволяющий реконструировать детали социальной структуры и военного дела древнего населения Якутии конца каменного века.

В наскальном искусстве во II тысячелетии до нашей эры началась резкая смена сюжетов. Первостепенное значение приобрели образы человека, анималистические рисунки отступили на второй план. Антропоморфные фигуры показаны стоящими, танцующими, в движении, в действии, с поднятыми руками, полусидящими. Наибольший интерес среди антропоморфных изображений вызывают фигурки в рогатых и конусовидных шапках или с головами в виде развилок. Исследователи обоснованно считают их изображениями шаманов, ведь рогатые или островерхие шапки — атрибут ритуального костюма шамана, описанного этнографами. Существование религиозной идеи подтверждается наличием изображений людей с молитвенно воздетыми вверх руками, а также танцующих человечков, участников шаманского танца-камлания. Анималистические сюжеты продолжали бытовать довольно широко, однако прежнего господства звериного эпоса нет, теперь звери как бы подчинены человеку. Рисунки выполнялись красной охрой различных оттенков.