Кто такие поморы. Часть вторая
Безусловно, с тех пор немало утекло воды, беспощадное время, а порой и беспощадная деятельность людей уничтожили многие следы промысловой деятельности человека в Арктике. И как на заповедные места смотрим мы с надеждой на отдаленные и мало освоенные в настоящее время микрорегионы Арктики — вдруг там-то и сохранился пока еще мало известный пласт поморской промысловой культуры!
А сохранились ли материальные остатки ранней промысловой деятельности поморов на кромке материкового берега и что вообще могло сохраниться, например, в районе, который был освоен первым, — речь идет о побережье Белого моря от Соловецких островов до Канина полуострова?Начиная с 1982 года экспедиция Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР провела обследования части побережья Кольского полуострова (на Терском берегу и в «горле Белого моря), на Зимнем берегу, на острове Моржовце и Канином полуострове.
Недалеко от устья, на левом берегу реки Варзуги, удалось обнаружить и исследовать несколько могил XII-XIII веков, оставленных местным лопарским населением. Самое важное было то, .что материальная культура племен терской лопи сложилась, судя по находкам, благодаря устойчивым контактам между местным населением и русскими жителями Нижнего Подвинья. Могильник находился в районе, который известен в русских письменных источниках с 60-х годов XIII столетия как «Тре», «Тир», «Тер».
Со временем Терская сторона, очень четко ограниченная еще в средние века контактная зона местного и нижнедвинского русского населения, постепенно превратилась в Варзужскую волость. Западная граница этой волости с XV века фиксируется у реки Умбы, а восточная — по реке Пялице, где в то время и проходил «лопский рубеж»: одной половиной реки владели двиняне, а другой — терские лопари. Не случайно в первой половине XVI века жители Подвинья платили оброк — особый «морской оброк с Терской стороны» — за пользование здесь морскими угодьями! Однако с середины XVI века начинается усиление русского влияния и за прежней границей владений — «лопским рубежом». Причем на первых порах владельцами морских участков-тонь выступают двинские крестьяне, а уже в XVII столетии земли на Пулонгском и Сосновском берегах переходят монастырям.
Интенсивная промысловая деятельность поморов в этих местах продолжается с XV века до настоящего времени. Но осталась некая традиция — традиционные места рыбной ловли — тони, остался старинный обычай оставлять и такие следы своего пребывания, как кресты. Обетные и памятные кресты — своеобразный памятник народной поморской, а по существу крестьянской культуры.
Своеобразие обетных и памятных крестов, являясь по своей форме культовыми сооружениями, оказались самым тесным образом связанными с хозяйственным освоением побережья арктических островов и всего Арктического бассейна. Так поморские кресты стали историческими памятниками поморского мореплавания и ценнейшими историческими «документами», ибо на обетных крестах фиксировалась не только дата его сооружения, но часто и имена тех, кто их сооружал. Эти памятники как бы стоят между нами и давно прошедшими временами и связывают нас; это мост, благодаря которому эти люди становятся нам ближе, они предстают перед нами реальными персонажами событий минувших лет.