Гренландская экспедиция Нансена 1888—1889 годов. Еще занимаясь на втором курсе университета Нансен принимал участие в плавании зверобойного судна “Викинг” в Ледовитом океане, где должен был собирать материал по морскому зверю, а также производить наблюдения над состоянием льдов и погодой. Плавание на “Викинге” началось 11 марта 1882 года и продолжалось четыре с половиной месяца, причем целый месяц судно дрейфовало около восточных берегов Гренландии. Это плавание, которое Нансен описал в книге “Среди тюленей и белых медведей”, оставило неизгладимое впечатление и зародило много планов.
Уже будучи работником Бергенского музея, Нансен не забывал своей мысли, запавшей ему в голову еще во время плавания на “Викинге”, — посетить Гренландию. Пересечь на лыжах эту страну, покрытую мощным ледяным покровом, — таков был новый план Нансена. Впервые он поделился этим планом с доктором Григом осенью 1887 года. Вскоре затем Нансен отправился в Стокгольм, чтобы посоветоваться с Норденшельдом, являвшимся тогда величайшим авторитетом в полярных исследованиях и, кроме того, знавшим материковый лед Гренландии по собственной экспедиции.
После свидания с Норденшельдом Нансен возбудил через Академию наук ходатайство перед правительством об отпуске ему необходимых на экспедицию 5000 крон. Свою докладную записку Нансен закончил словами Норденшельда: “Исследование природы Гренландии имеет столь большое и фундаментальное значение для науки, что в настоящее время едва ли можно указать на более важную задачу для полярной экспедиции, чем изучение внутренней части этой страны”.
План Нансена вызвал настоящую бурю в прессе, которая отнеслась к нему с большим недоверием и даже иронией. Одни газеты писали, что “было бы преступлением оказать поддержку самоубийце”, другие просто предсказывали неудачу. Правительство также не одобрило проекта Нансена и в средствах отказало. Помощь пришла извне: один датский коммерсант, А. Гамель, предоставил в распоряжение Нансена необходимые 5000 крон. Нансен с радостью принял этот дар, за что подвергся новым нападкам со стороны норвежских патриотов.
Существенную помощь в подготовке экспедиции оказал Нансену большой знаток Гренландии датский исследователь доктор Г. Ринк, впрочем, как и большинство других, считавший предприятие Нансена чересчур рискованным. Часть средств дало награждение его золотой медалью: Нансен просил выдать ему бронзовый дубликат, а разница в стоимости пошла на снаряжение экспедиции.
Зимой 1888 года Нансен деятельно готовился к своей экспедиции. Все снаряжение — спальные мешки, сани, аппарат для варки пищи и т. д. — он испытывал сам, для чего в особенно холодные дни уходил в ближайшие горы.
В состав экспедиции вошли:
— Фритьоф Нансен — начальник экспедиции.
— Отто Нейман Свердруп — опытный полярный капитан, специалист по выживанию в Арктике.
— Олаф Дитрихсон — опытный лыжник.
— Кристиан Кристиансен Трана — северонорвежский крестьянин, опытный лыжник (ферма его родителей соседствовала с фермой родителей Свердрупа).
— Самуэль Йоханнесен Балту — саами по национальности, оленевод и каюр (первоначально предполагалось использовать в качестве тяговой силы оленей). В 1902 г. эмигрировал в США, жил на Аляске. С Нансеном познакомился в 1882 г. во время плавания на тюленебойном судне «Викинг».
— Оле Нильсен Равно — саами по национальности, оленевод и каюр.
Экспедиция отправилась в путь 2 мая 1888 года. Они отплыли рейсовым пароходом в Шотландию откуда 9 мая на датском пароходе «Тюра» направились в Исландию, где высадились в Иса-фьорде 20 мая. Здесь им надлежало ждать судно промысловое судно «Язон», которое должно было их доставить к восточному берегу Гренландии.
«Язон», прибывший 3 июня, на следующий день вместе с экспедицией отправился к Гренландии. 17 июля судно достигло цели: через неширокую, всего 18-20 километров, полосу дрейфующих льдин с широкими пространствами свободной воды, на берегу фьорда Сермилик стояло поселение Ангмассалик (Angmagssalik ) из которого экспедиция планировала начать переход через Гренландию.
Нансен и его спутники высадились в две лодки (одну из них предоставил капитан Якобсен), намереваясь пройти через плавучие льды. Сперва лодкт успешно маневрировали, между льдами. Периодически их прибивало к большим льдинам и тогда путешественники перетасикавли их по льду, чтобы вновь спустить в открытую воду с другой стороны. Одна лодка сломалась и пока ее чинили, льды сомкнулись. Однако перейти на берег по льдинам возможности не было: они были небольшими и перетащить по ним лодки было нереально. 19 июля лед разредился настолько, что Нансен с товарищами смогли продолжить свой переход. Членам экспедиции не оставалось ничего другого как дрейф на льдине. Их то прибивало почти к берегу, то опять относило в открытое море. Скорость дрейфующих льдов была очень высока.
В конечном итоге после тяжелейших дней перехода ( а льдина и раскалывалась — тогда приходилось перетаскивать всю поклажу, а при появлении открытой воды путешественники переплывали на лодках до след. льдины) 29 июля берег оказался очень близко и появилась открытая вода. Спустив лодки на воду вскорости экспедиция ступила на скалистый берег Гренландии, зачительно южнее, чем планировалось перовначально. К югу лежал остров Кудтлек, а южнее его поднималась скала — мыс Толденшорда. Предстояло возвращение вдоль берега на север. Шли на лодках, с трудом преодолевая все более сгущавшиеся льдины. По пути часто встречались селения эскимосов, где путешественников встречали очень радушно.
10 августа экспедиция, пройдя 200 км на север, достигла Умивик-фьорда. Отсюда было решено начать продвижение через Гренландию. Отдых и подготовка заняли несколько дней и 15 августа 1888 года начался знаменитый переход Нансена через Гренландию к ее западным берегам. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах, тягловой силой служили сами люди (на каждого приходилось около 120 кг груза). Морозы достигали -45 градC. Шерстяная одежда оказалась не лучшим вариантом, а в рационе катострофически не хватало жиров.
И тем не менее 3 октября 1888 г. экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на расстояние 472 км. Переход через ледник занял 41 день. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы. Не успевшие на судно, члены экипажа вынужденно остались на зимовку в Готхобе. 15 апреля 1889 года в Готхоб прибыл пароход «Видбьёрн», на котором члены экспедиции отплыли в Копенгаген, куда прибыли 21 мая. В столице Дании путешественники стали гостями спонсора похода — А. Гамеля. На родину они вернулись пароходом «Мельхиор» 30 мая 1889 года. Встречали их очень торжественно, как и подобает встречать героев.
Результаты экспедиции
Экспедиция Нансена выяснила, что вопреки предположению ученых, ледяной покров Гренландии является сплошным. На основании косвенных указаний Мон оценил толщину ледяного покрова Гренландии в 2000 метров, что хорошо совпадает с непосредственными измерениями толщины льда, выполненными сейсмометрическим методом экспедицией Вегенера в 1930 году.
Экспедиция Нансена открыла второй “полюс холода” северного полушария, лежащий в центральной Гренландии. На основании проведенных экспедицией метеорологических наблюдений Мон определил среднюю годовую температуру воздуха на ледяном покрове Гренландии (на высоте 2000 метров) в -25 град, в то время как на “полюсе холода” — в Верхоянске, эта температура равна -16 град. В зимнее время температура воздуха в центральной части Гренландии, по расчетам Мона, должна падать до — 65 или -70 град. Действительно, экспедиция Вегенера отметила здесь минимум температуры в -65 град. Таким образом, экспедиция Нансена действительно открыла второй “полюс холода” северного полушария, лежащий в центральной Гренландии.
Нансен провел большую работу по изучению образа жизни эскимосов. В 1890 и 1891 годах вышли в свет книги, описывающие Гренландскую экспедицию: Paa ski over Gronland (На лыжах через Гренландию) и Eskimoliv (Жизнь эскимосов).
справочно:
* Мон Генрик (1835-1916) — норвежский метеоролог, почетный член Петербургской Академии наук (с 1907 г.)