1. Основание Архангельска
Первые сведения о путешествиях новгородцев в Двинскую землю относятся к началу XI века. Спустя сто лет архиепископ Новгородский Иоанн основал в устье Северной Двины Михайло-Архангельский монастырь, к которому прилегали поселение и пристань. Обитель быстро богатела. В XIV – XV веках ей уже принадлежало более тридцати окрестных деревень, соляные варницы, мельницы и многие рыбные ловли. Одного палтуса добывалось за сезон более тысячи пудов.
В 1581 году, в конце Ливонской войны, Россия потеряла все выходы к Балтийскому морю — Нарву, Ям, Копорье. И тогда царский взор Иоанна Васильевича Грозного обратился к берегам моря Белого. На его побережье уже имелся крупный административный и торговый центр — Холмогоры, но его месторасположение не устраивало царя. В 1583 году появился указ о строительстве в устье Северной Двины нового «города для корабельной пристани» по высочайше одобренным «росписи и чертежу».
Архангельск основан в 1584 году по приказу царя Ивана Грозного.
И уже летом 1584 года двинские воеводы Петр Афанасьевич Нащокин да Алексей Никифорович Волохов-Залешанин возвели на высоком берегу Северной Двины, близ Михайло-Архангельского монастыря, обширную и хорошо укрепленную деревянную крепость. 1584 год и считается годом основания города Архангельска.
В 1587 году царской грамотой был учрежден Архангельский посад, завершено строительство деревянных гостиных дворов, и в новый порт была официально переведена вся морская торговля с иностранцами. Сразу же после этого «по доходам, собираемым в казну от таможенных пошлин», Двинская область стала самой «знаменитой» областью в Московском государстве. Впрочем, до конца XVII века двинские воеводы по-прежнему жили в соседних Холмогорах и приезжали в Архангельск только в навигацию, а в другое время года — по особой надобности.
Поначалу новый город на Двине назывался Новым Холмогорским городом, или Новохолмогорами, однако жители называли его по Михайло-Архангельскому монастырю — Архангельским городом. С 1613 года он стал так именоваться официально, и, наконец, во второй половине XVII века за ним закрепилось более короткое название — Архангельск.
2. «Золотой век»
C момента своего основания в конце XVI века и на протяжении всего следующего столетия Архангельск был единственным морским портом Московского государства. В 1613 году здесь была основана первая в России лоцманская артель.
В XVII веке город вступил в эпоху своего расцвета, благодаря развитию торговли с Англией и другими странами Западной Европы. Из европейского заморья на Русь везли дорогие ткани (английское сукно, брабантские шелка и бархаты), а также сахар, пряности, туалетное мыло, хлопчатую и писчую бумагу, нитки, иголки, кружева, жемчуг, дорогую посуду, оружие, вино, которого тогда на Руси не производили. Но самой выгодной статьей торговли были монетные операции. Из привозных талеров русская казна, не имевшая своего золота и серебра, чеканила царские деньги и пускала их в обращение. Такие перебитые европейские монеты на Руси называли ефимками.
Вывозили через Архангельский порт все, что давала русская земля. Традиционными товарами русского экспорта были хлеб, сало, лен, пенька, холсты, воск, кожи, знаменитые русские меха. И, конечно, корабельный лес. В конце XVI века победитель Непобедимой Армады английский адмирал Френсис Дрейк даже благодарил русского царя за отличную оснастку своих кораблей, позволившую отстоять независимость Англии.
В застройке Архангельска преобладали деревянные здания. Но во второй половине XVII века в городе стали появляться и каменные сооружения. Первым из них стал грандиозный комплекс гостиных дворов (общей длиной 480 метров), который одновременно выполнял и функции крепости. Он был построен в 1668-1684 годах по проекту московского зодчего Дмитрия Старцева и первоначально состоял из трех смежных дворов с шестью башнями.
Архангельский порт допетровского времени был известен на весь мир. Даже автор знаменитого Робинзона Крузо Даниэль Дефо заставил своего героя возвратиться из своего многолетнего путешествия домой в Европу именно через Архангельск. Причем Крузо «побывал» в Архангельске как раз в то время, когда здесь проходила ежегодная международная торговая ярмарка, на которую устремлялся торговый люд со всей России. И действительно, по свидетельству современников, московское купечество считало архангелогородскую ярмарку главным торговым событием года, поэтому во время ее проведения «вся торговая жизнь в Москве замирала».
3. Северная почта
Архангельск способствовал развитию не только морского, но и сухопутного сообщения.
Ямская гоньба по Холмогорскому тракту началась с конца XV века, хотя в то время освоена была только часть его — до Вологды. Мысль об учреждении регулярной почты в Архангельск высказал еще в 1668 году выдающийся русский государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин. Однако правительственный указ об устройстве постоянной почтовой гоньбы между Москвой и Поморьем вышел только спустя четверть века, 1 июля 1693 года, в царствование Петра I.
Путь почтарей проходил через Троице-Сергиев монастырь, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Вологду и далее через города Вельск, Шенкурск, Холмогоры. Скорость доставки почты точно определялась царским указом: «перебегать с Москвы до Архангельского города добрым летним и зимним путем в восьмой и в девятый день, а вешним и осенним путем в десятый и одиннадцатый день».
Особое значение Архангельская почта получила в годы Северной войны со Швецией. Петр вел активную переписку со своими западноевропейскими союзниками, а между тем «заморская» почтовая линия, шедшая через Ригу, долгое время была ненадежна; шведы неоднократно прерывали ее, захватывая письма и почтарей. Поэтому по указу царя с 15 апреля 1704 года началась регулярная почтовая гоньба от Архангельска через Кольский острог до «Дацкого рубежа» (датский король Христиан держал в этой войне сторону России). На протяжении более тысячи верст было устроено 64 стана, на каждом из которых разместили по два стрельца для скорой почтовой гоньбы. Летом почтари несли почту пешком, а зимой — на лыжах. Несмотря на трудные условия доставки, письма от Архангельска до пограничного норвежского города Вардегуз шли менее трех недель.
За время своего существования самая северная в мире почта отправлялась 32 раза. Когда в 1704 году появилась возможность возобновить почтовую гоньбу за рубеж по старым, более удобным трактам, последовал царский указ о снятии почтарей-стрельцов с Кольских станов. Но разорять сами станы запрещалось, «чтоб впредь возможно было ту почту немедленно поставить». Впрочем, воспользоваться ими больше так и не пришлось.
4. Державный шкипер
Петр I впервые посетил Архангельск 30 июля 1693 года. Его привело сюда непреодолимое желание увидеть настоящую морскую ширь, ведь Архангельск был единственным в то время морским портом России. К приезду государя была построена 12-пушечная яхта «Святой Петр». На этом судне Петр впервые в жизни вышел в море, сопровождая караван голландских купеческих судов.
Кипучая деятельность царя-реформатора преобразила экономическую жизнь Поморья. В 1693 году была основана Соломбальская казенная верфь, ставшая позднее Архангельским адмиралтейством. Тогда же Петр поддержал купцов Бажениных, основавших первую в России частную судостроительную вервь на Северной Двине, в селе Вавчуга.
20 мая 1694 года, в свой второй приезд в Архангельск, царь собственноручно подрубил опоры первого русского морского корабля «Святой Павел» и спустил его на воду. А всего до конца царствования Петра на государственных и частных верфях Поморья было построено около 150 судов, в том числе большие 50-ти и 70-пушечные военные корабли с экипажами до 450 человек. Россия вышла в море как великая морская держава.
C началом Северной войны Петр спешит затворить от шведов «морские ворота Российского государства». Летом 1701 года на одном из островов в устье Северной Двины закладывается Новодвинская крепость — первая русская регулярная «фортеция» с четырьмя бастионами по углам. 26 июня того же года стрельцы и пушкари под командою стольника Сильвестра Иевлева одерживают у стен строящейся крепости первую победу в долгой войне, отбив нападение шведской эскадры.
18 декабря 1708 года по указу Петра I город становится центром вновь образованной Архангелогородской губернии (одной из восьми губерний, на которые тогда было разделено Российское государство).
Но с основанием Петербурга всё внимание властей обратилось к новой столице. Указом Петра I от 4 апреля 1722 года вся внешняя торговля из Архангельска была перенесена на берега Невы. В Архангельск разрешалось привозить из других областей России лишь такое количество товаров, «которое потребно для нужд самих жителей, а не для продажи за море». Как следствие, в 1725 году в Архангельск пришло всего 19 судов вместо обычных двухсот. Главный порт России, казалось, замер, сдав вахту юному Петербургу.
5. Соломбальская верфь
Остров Соломбальский, или Соломбала, отделен от города Архангельска протокой Кузнечихой. Его протяженность 8 с половиной верст. До начала строительства судостроительной верфи на острове находилась деревня Соломбала. Местные крестьяне занимались заготовкой сена и рыбными промыслами.
Первая попытка судостроения на Соломбальском острове была предпринята еще в 1581 году, когда голландские купцы, построили на одной из крестьянских верфей морской галиот. Но три года спустя судно разбилось, и дело встало на целых сто лет, до царствования Петра I.
Соломбальская верфь, заложенная Петром в 1693 году, стала крупнейшей мануфактурой русского Севера и центром морского кораблестроения. В 1713 году на верфи постоянно работало 600 человек из посадских и крестьян, а временами число рабочих увеличивалось до 5-6 тысяч человек. Построенные ими суда поступали в состав Балтийского флота и Северной флотилии. Проводка кораблей из Архангельска в Балтийское море совершалась вокруг Скандинавии. Например, с 1801 по 1842 год на Балтику таким образом было проведено 85 судов.
Начало XIX века было отмечено бурным развитием купеческого парусного кораблестроения. В 1810 году архангелогородские купцы Попов и Куницын построили по 5 судов, Фонбрин — 4, Дублёный — 2, холмогорцы Кочнев, Ермолин и Кулаков — по одному судну, а всего за этот год был построен 21 парусник.
Продукция Соломбальской верфи пользовалась большим спросом за рубежом. Только с 1777 по 1787 годы иностранцы купили 70 кораблей соломбальской постройки.
За время своего существования Соломбальская верфь спустила на воду 500 судов различного типа: яхты, шнявы, брандеры, фрегаты, боты, бригантины, катера, канонерские лодки, шлюпы, плавучие батареи, тендеры.
Некоторые из этих судов носили названия первых русских кораблей — «Святой Павел» и «Святой Петр», на которых ходил в море сам Петр I. Два или три корабля были в разные годы названы именем «Соломбала». Судам давались также имена городов: Полтава, Вологда, Устюг, Архангельск, Кронштадт, Каргополь, Холмогоры, Москва, Астрахань, Ревель, Саратов, Тверь, Берлин, Гамбург, Дрезден, Азов; частей света — Азия, Европа, Африка, Америка. Одно из судов было названо именем «Ломоносов».
В 1887 году в Архангельске закончились работы по возведению и оснащению государственного судоремонтного завода. Этот завод возник на месте Соломбальской судоверфи, внесшей огромный вклад в дело отечественного кораблестроения.
6. Поморская юность Ломоносова
Самый знаменитый уроженец Архангельской земли — конечно же, Михаил Васильевич Ломоносов.
Будущий российский академик родился 8 ноября 1711 года в семье одного из наиболее зажиточных и предприимчивых поморов Курострова Василия Дорофеевича Ломоносова.
Жители всех 20 деревень, расположенных на Курострове, занимались морскими промыслами. Василий Дорофеевич владел небольшим парусным судном «Святой архангел Михаил». С десяти лет он стал брать сына с собою на промысел, чтобы приучить его к этому делу. Вместе с отцом юный Михаил также нередко бывал у родных в Архангельске.
Общее развитие, полученное Ломоносовым в это время, было довольно разносторонним: помимо промыслового дела, он изучил соляное дело на поморских солеварнях Белого моря, познакомился со многими ремеслами на известной в то время Вавчужской верфи, где строились торговые и военные корабли. Михаил рано научился грамоте. Сперва он имел доступ только к духовным книгам, но потом нашел у соседа Дудина грамматику Смотрицкого, энциклопедию точных наук Магницкого под названием «Арифметика» и быстро усвоил их содержание.
К 19-ти годам Ломоносов не мог больше научиться чему-нибудь у себя на родине. Хотя в 1723 году в Холмогорах и была открыта Славяно-латинская школа, но в нее не принимали крестьян. По этой причине юноша и решил покинуть родину, чтобы отправиться туда, где не знали о его крестьянском происхождении. Выбор его естественно пал на Москву, с которой поморы имели оживленные торговые сношения.
О своем уходе из дома сам Ломоносов написал так: «В 1730 году, декабря в 9 числе, с позволения отца его отбыл он, Ломоносов, в Москву, о чем дан был ему и пашпорт из Холмогорской воеводской канцелярии за рукою бывшего тогда воеводы Григория Воробьева».
В Москву Михаил Васильевич прибыл в самом начале января 1731 года. Он подал прошение о поступлении в Славяно-греко-латинскую Академию при Заиконоспасском монастыре, которое было удовлетворено. За первый год обучения Ломоносов сумел закончить три класса Академии и в числе 20 лучших учеников был отправлен в университет, созданный при Петербургской Академии наук. Так начинался путь в науку гениального русского ученого.
7. Возрождение и новый упадок
С началом царствования Екатерины II Архангельск вновь начал возрождаться как крупный торговый порт. В 1762 году Петровский запрет на ввоз товаров был отменен, и город уравняли в торговых правах со столицей. Заморская торговля ожила и очень быстро набрала обороты. Уже через десять лет после Указа императрицы в Архангельский порт пришло 206 кораблей — столько же, сколько их приходило в лучшие годы, полвека назад.
По свидетельству академика Лепёхина, посетившего Архангельск в 1772 году в составе научной экспедиции, город сохранил черты международного порта, а местное население отличалось предприимчивостью и мастерством. «В городе Архангельском, — писал Лепехин, — кроме обыкновенных рукоделий, много есть искусных медников и оловянщиков; и вообще жители сея страны, по природному их остроумию, весьма замысловаты; я видал из крестьян таких искусников, которые сделали настольные часы с курантами аглицким подобные».
В конце XVIII века купечество Архангельска обратилось в столицу с ходатайством об открытии в городе гимназии для «нужд коммерции», требовавшей «просвещённых негоциантов». В начале XIX века в Архангельске создаётся ряд новых учебных заведений с изучением иностранных языков, открывается первое в провинции научное историческое общество и старейший в России краеведческий музей, начинается книжная торговля, даже образуется своя масонская ложа.
До середины XIX века Архангельск входил в число лучших торговых портов России. Однако затем вновь последовал период упадка, одной из причин которого стало обмеление Северной Двины. А в 1862 году столице Поморья был нанесен почти смертельный удар. Правительственный документ гласил: «Главный порт в Архангельске упразднить и сохранить при сем порте лишь гидрографическую часть и управление маяками и лоцией». Большая часть судов была переведена в Балтийское море, остальные разобраны. Все портовое имущество было вывезено или продано с аукциона. Разоренный Архангельск сразу замер, естественный рост края был остановлен.
Лишь в годы Первой мировой войной российское правительство в полной мере осознало стратегическое значение Архангельского порта. Опыт сообщения царской России с союзниками через воды северных морей очень пригодился и в годы Великой Отечественной войны.
8. Ворота в Арктику
Архангельск по праву называют воротами в Арктику. На протяжении нескольких столетий в Архангельском порту снаряжали и провожали в далёкий путь смелые экспедиции русских первооткрывателей и ученых. Итогом этих походов стала прокладка Северного морского пути.
Возможность плавания из Атлантического океана в Тихий через северные широты волновала многих мореплавателей. Но первую морскую полярную экспедицию снарядили в нашей стране. Ее проект был разработан Ломоносовым и получил одобрение. Екатерины II. Высочайший указ гласил: «Для пользы мореплавания и купечества за благо избрали мы учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку».
И уже в 1765 и 1766 годах экспедиция под руководством капитана I ранга Чичагова дважды штурмовала полярные льды северо-западнее Шпицбергена, в широтах, куда еще не заходил ни один корабль.
В 1821-1824 годах из Архангельска к берегам Новой Земли четырежды выходила экспедиция под руководством Федора Литке — мореплавателя и географа, в то время флотского лейтенанта, позднее адмирала, президента Петербургской Академии Наук. Материалы своих исследований Литке обобщил в труде, имевшем огромное научное значение.
Начало XX века было отмечено небывалым интересом к Арктике — единственному месту на планете, где еще остались неизведанные земли. 26 августа 1912 года на Соборной пристани Архангельска состоялись торжественные проводы шхуны «Святой мученик Фока» с участниками первой русской экспедиции к Северному полюсу. Возглавил экспедицию лейтенант Георгий Седов. К несчастью, два года спустя шхуна вернулась в Архангельский порт, не достигнув цели, и без своего капитана, нашедшего в полярных льдах свою могилу.
Зато в 1915 году в Архангельске торжественно встречали два судна Гидрографической экспедиции «Таймыр» и «Вайгач». Эта экспедиция, под руководством Велькицкого, за два года прошла Северным морским путем из Владивостока в Архангельск, проведя картографическую съемку северного побережья России. Велькицкий сделал последнее крупное географическое открытие на планете, обнаружив архипелаг Земля Николая II (или Северная Земля).
Во второй половине 1920-х годов началась новая эра в освоении Арктики.
28 июля 1932 года из Архангельска ушел в сквозной арктический рейс ледокольный пароход «Александр Сибиряков» (заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу компании «Беллавенчур Стимшип», спущен на воду в 1909 году под названием «Беллавенчур» (Bellaventure). В 1915 году куплен у компании «Эй Джей Харви» (A. J. Harvey and Co.) министерством торговли и промышленности России для зимних рейсов в Белом море. В 1916 году переименован в «Александр Сибиряков», в честь русского финансиста А. М. Сибирякова). Под командованием капитана Воронина это судно впервые в истории человечества за одну навигацию прошло Северным морским путем.
А в 1935 году сквозные рейсы в Арктике совершили сразу несколько транспортных судов. Таким образом была доказана возможность эксплуатации Северного морского пути на всем его протяжении. Мечта Ломоносова сбылась.
В годы великой Отечественной Войны Архангельск играл очень важную роль. Через порт в страну поступала помощь от союзников: продовольствие, оружие, оборудование. Несмотря на это, жителям города ничего не доставалось. Город работал, но умирал от голода и многочисленных бомбежек немцев. Тысячи архангелогородцев боролись с фашистскими захватчиками на разных фронтах. Двадцать человек были удостоены звания Героя Советского Союза.