Петроглифы Сикачи-Аляна — это наскальные изображения на поверхности базальтовых валунов, находящиеся возле нанайского села Сикачи-Алян, расположенного на месте древнего нанайского стойбища, и села Малышево в Хабаровском районе Хабаровского края. В национальном нанайском селе Сикачи-Алян находится этнографический музей — филиал Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова. А в месте расположения петроглифов организован музей под открытым небом.
На правом берегу Амура находится выход скальных пород (утёс), вблизи кромки воды свободно лежат базальтовые валуны с выдолбленными на их поверхности изображениями животных (лоси, лошади), сценами охоты, человеческими фигурами, сидящими людьми в лодках, антропоморфные шаманские маски-личины. Изображения отличаются символизмом и сильными орнаментальными традициями. В селе Сикачи-Алян представлены все виды петроглифов той эпохи.
Впервые описаны ещё в середине XIX века русским натуралистом, исследователем Сибири и Дальнего востока, педагогом Р. К. Мааком. Мировую известность петроглифы Сикачи-Аляна приобрели в 1935 году после исследований академика А. П. Окладникова.
Ранние петроглифы относятся к неолитической осиповской культуре (XII—IX тыс. до н. э.) и были выдолблены каменными орудиями. Поздние — датированы III тыс. до н. э. и выдолблены железными инструментами.
Археологи предполагают, что дикие лошади, изображённые на валунах, водились в Приамурье только в ледниковый период. Среди петроглифов встречается изображение мамонта, возможно древние люди охотились на них. Предполагается, что часть петроглифов не видна (валун перевёрнут изображением вниз).
Петроглифы расположены в затапливаемой зоне (в отдельные периоды года не видны), во время весеннего ледохода могут повреждаться льдинами. Всего было сделано около 300 научных описаний отдельных наскальных изображений. Но в настоящее время их значительно меньше, около 200. Часть была снесена проплывающими весной льдинами и находится, очевидно, на дне реки.
С некоторых наиболее известных валунов с петроглифами были сняты точные копии, сделаны бетонные муляжи. Муляжи с петроглифами Сикачи-Аляна являются частью экспозиции Хабаровского музея археологии (филиал Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова).
C 2003 года петроглифы внесены в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Петроглифы возле села Сикачи-Алян в Хабаровском крае ежегодно посещают до пяти тысяч человек, и число желающих увидеть наскальные рисунки, сделанные на берегах Амура в доисторические времена, непрерывно растет. Туристы также посещают и одно из нанайских стойбищ вблизи Сикачи-Аляна, где можно познакомиться с историей возникновения петроглифов, бытом и традициями коренных народов. Гостей встречают обрядом очищения с окуриванием и национальными песнями, угощают ухой и супом с полынью и грибами, рыбными пельменями и закуской из сырой рыбы с черемшой, им рассказывают легенды о петроглифах. Петроглифы Сикачи-Аляна являются местом религиозного поклонения (шаманизм) и национальным символом нанайского народа.