Рязанский кремль — древняя часть современного города Рязани и историко-архитектурный музей-заповедник.
Более девяти столетий назад, в 1095 году, внук Ярослава Мудрого черниговский князь Олег Святославич заложил город на высоком, удобном для обороны холме в междуречье Трубежа и Лыбеди. Двигаясь со своей дружиной вдоль Оки по пути из Старой Рязани во Владимир, он создал здесь опорный пункт, который вскоре был превращен в мощную крепость. Сохранились остатки оборонительных валов, насыпанных еще в XI-XII веках.
Новым местам пришельцы дали привычные родные названия — так появились на картах речки Трубеж и Лыбедь, так возникли, подобно Хмельницкому, Переяславли Залесский и Рязанский. От бывшего кремля только и остались, что земляные валы со рвом. Все остальные сооружения — куда более поздние.
Да это и неудивительно, если учесть, что Переяславль-Рязанский, как называли прежде Рязань, служил ареной кровопролитных междоусобиц, и до XIII века был заштатным городишкой Рязанского княжества. Его роль выросла лишь после разорения Старой Рязани Батыем, а в XIV веке Переяславль даже стал столицей Рязанского княжества.
«Орлиное гнездо Олегово» — так называли Переяславль-Рязанский при князе Олеге Ивановиче, усиленно воевавшем с Москвой. В 20-е годы XVI века город окончательно вошел в состав Московского княжества и оказался пограничным. Свое имя Рязань он получил лишь в 1778 году. Существует несколько версий относительно этого названия.
В старину для каждой разновидности болот в Мещерском краю были свои определения: мшары — моховые болота, болонь — обширная болотистая местность с засохшей, растрескавшейся коркой грязи летом. Не стало ли слово «рясы» собственным именем местности, а затем и селения? Иное толкование связывает название с древними монетами «резань» и мордовским племенем эрьзя. Но пожалуй, самым убедительным выглядит предположение о том, что имя города произошло от слова «резаны», на древних картах обозначавшего широкую территорию княжества, земли, отрезанной от основной его части.
Подробности основания Рязани и ее истории вы узнаете, побывав на кремлевском холме в так называемом «дворце Олега», где ныне располагается краеведческий музей. Наверное, когда-то действительно на этом месте в княжеском дворе стояли деревянные Олеговы палаты, но нынешнее здание — это бывший архиерейский дом, митрополичий дворец, строившийся в XVII веке Ю. К. Яршовым и Г. Л. Мазухиным.
Московский зодчий Яршов создал уникальный ансамбль гражданских сооружений. Помимо архиерейского дома он включает певческий и консисторский корпуса XVII века, хозяйственные постройки, амбары, превращенные позднее в архиерейскую гостиницу (ее часто называли гостиницей черни). Все эти здания возведены в архитектурном стиле, который представляют стоящие рядом Успенский и Архангельский соборы.
Всего на территории кремля представлено 11 памятников, и главный из них — Успенский собор. Красное пятиглавое сооружение величаво стоит на высоком месте — вершине кремлевского холма, невольно притягивая взор, где бы в его окрестностях вы ни находились — со стороны ли Оки, Московского или Куйбышевского шоссе.
Успенский собор Рязанского кремля строил в течение семи лет ( с 1693 по 1699), крепостной крестьянин стольника Д. М. Татищева — архитектор Я. Г. Бухвостов. Здание возводилось в подражание, как было принято для подобных сооружений, Успенскому собору в Московском Кремле. Однако рязанская копия традиционной композиции отличается самобытной трактовкой. Свое детище Бухвостов как бы водрузил на пьедестале. Грандиозное здание в нарышкинском стиле (кстати, дед и дядя Петра I — Нарышкины имели в Рязанском кремле дворы) окружает открытая галерея.
В многооконном соборе непривычно светло. Удивительно красива уникальная белокаменная резьба, очень нарядны и ажурные железные двери со слюдяной прокладкой. Многоярусный иконостас, выполненный резных дел мастером С. Христофоровым, относится к выдающимся произведениям прикладного искусства. Расписывал иконостас на рубеже XVII-XVIII веков киевский изограф Н. Соломонов.
Особую значительность Успенскому собору придает соборная колокольня, построенная перед главным западным входом в 1840 году. Она создает необходимый акцент в архитектурном рисунке Рязани, поскольку связывает новый и старый ансамбли. В то время, когда Рязань получила регулярную планировку и стала центром наместничества, колокольня замыкала одну из главных улиц — Соборную. Да и теперь ориентированная на нее улица Революции отличается завершенностью.
История создания колокольни представляет большой интерес. Подойдите поближе, обратите внимание на чугунную доску в постаменте одной из колонн со следующей надписью: «На сем месте была каменная Глебовекая башня с воротами и бойницами, с которых в 1521 году окольничий Хабар Симский — сын воеводы Василия Образца посредством пушкаря Иордана поразил татар крымского хана Махмет Гирея. А прежде сего поражения Хабар взял у хана грамоту князя Московского… за что дали ему сан боярина и внесли услуги его в книги разрядные на память векам». (Окольничий — это наместник московского князя в Переяславле). Вот, оказывается, в память какого события была задумана постройка монументального сооружения на месте одной из 12 боевых башен.
Каменная Глебовская башня с проездными воротами на Московскую дорогу стояла в ряду других деревянных башен на земляных валах. Башни были укреплены дубовыми стенами, окружавшими крепость на берегу Трубежа.
Колокольню заложил архитектор-самоучка купец С. А. Воротилов. Ее возводили более 50 лет четыре сменявших друг друга архитектора, поэтому зданию придавались то черты раннего классицизма, то позднего ампира. И все же четырехъярусная, увенчанная 25-метровым шпилем колокольня, строительство которой заканчивал губернский архитектор Н. И. Воронихин, получилась цельным и выразительным произведением искусства, украшающим кремлевский ансамбль.
Севернее Успенского собора у самого обрыва в XV веке был заложен предшествовавший ему собор того же названия, впоследствии переименованный в Рождественский (или Христорождественский). Он служил усыпальницей рязанским князьям (здесь был похоронен сын Олега Федор, женившийся на дочери московского князя Дмитрия Донского). Низкое, темное и тесное здание перестраивалось в XVIII веке. В это время погибли княжеские гробницы. Немало изменений было внесено и в XIX веке.
Почти столь же древен приземистый однокупольный не раз горевший Архангельский собор.
На территории кремля расположены бывшие владения двух монастырей. На месте одного из них с северо-восточной стороны сохранилась напоминающая резной ларец узорчатая двухшатровая церковь Святого духа XVII века — творение солигаличского архитектора В. Зубова. А к юго-западу от Успенского собора возвышается пятиглавая Богоявленская церковь, возведенная в московских традициях в 1647 году. Рядом одноглавый Спасо-Преображенский собор 1702 года — памятник московского барокко. Около него другое здание бывшего монастырского комплекса — гостиница знати, в первом этаже которой сохранились кельи XVII века. Каменная ограда относится к XVIII веку.
На кремлевском холме между Богоявленским и Преображенским соборами похоронены писательница и художница Н. Д. Хвощинская, поэт Я. П. Полонский и гравер И. П. Пожалостин.