Николай Воксин
Первые выдающиеся представители малых народов Севера. Среди первых нивхов, обучавшихся в ИНСе, был Николай Воксин. Осенью 1961 года я встретил этого человека в маленьком нивхском селении Кайган на берегу Набильского залива на восточном побережье острова Сахалин. Здесь, в небольшом доме-срубе, жил Воксин, которому было далеко за шестьдесят. После учебы в Ленинграде Воксин работал в Комитете нового алфавита, учительствовал, участвовал в ликвидации неграмотности среди своего народа. К сожалению, из-за болезни — открытая форма туберкулеза — он вынужден был уйти из школы и поселиться вблизи промыслов морского зверя. Нерпичий и собачий жир помогли выжить Воксину и дожить до преклонного возраста.
Будучи студентом Института Народов Севера, Н. Воксин создал картины «Гиляки на промысле» и «Рыбак с острогой». В первой картине изображена охота на тюленей зимой. Вторая картина показывает, как нивхский юноша в национальной одежде добывает рыбу крючковым гарпуном с берега. Обе картины он нарисовал по личным впечатлениям. Вспоминая о своей работе над картинами, Н. Воксин говорил, что весенняя охота на нерп на лодках с гарпунами — зрелище удивительное и небезопасное. Охотники с риском для жизни передвигаются между быстро движущимися с шумом льдами, нередко перетаскивая лодки через большие льды к лежбищу зверя. Нерпы горделиво плывут на льдах, как бы наслаждаясь морским простором и слушая музыку разбивающихся льдов. Вот такую охоту по воспоминаниям и нарисовал Н. Воксин.
Промысел рыбы гарпуном — обычное занятие нивхов. В картине «Рыбак с острогой» художник с этнографической точностью воссоздал одежду юноши, вид гарпуна и способ добычи рыбы. Причем юноша — это он сам в детстве. Особого внимания заслуживает цикл миниатюр Н. Воксина «Случайная охота». Это целый иллюстрированный рассказ о том, как нивх-охотник с собакой случайно нашел в лесу медвежью берлогу. Затем при помощи других охотников добывал зверя — медведя.
Такой иллюстрированный рассказ ценен еще и тем, что его автор с присущей ему народной мудростью сумел рассказать об охоте на медведя, о приключениях, которые могли плохо кончиться для охотников при встрече с медведем. Вместе с тем в картине с любовью показана дремучая тайга. Художник подчеркивает, что человек и медведь, встретившиеся в тайге, близки друг другу, что живут они в одной природной среде. Даже убитый зверь представлен здесь так, как будто рад встрече с людьми, спокойно отдыхавшими и раскуривавшими трубки.
В стенах ИНСа выявились таланты из среды многих народов Севера. Среди самобытных художников интересны своими произведениями ненк Ледков — автор картин «Охота на медведей» и «Чум», нанайцы С. Удинкан («Охота на диких кабанов») и Пячка Киле («Родной берег»), ненка М. Чумакова («Оленьи упряжки») и другие.
В те же годы в Институте Народов Севера были выполнены такие скульптурные произведения, как «Борьба с оленем» и «Бегущий олень» ненца Ф. Болотникова, «На охоте» кета Тетерина, «Охота на медведя» нивха Лонжеро, «Портрет отца» нанайца Б. Хеджера. Здесь же начал свой большой творческий путь чукча Вуквола, впоследствии знаменитый косторез Чукотки. Нас поражает и талантливая силуэтная работа студентов-северян из бересты, картона и бумаги. С помощью ножниц они мастерски создавали изображения людей, животных и деревьев.
Сергей Гурка
Невозможно рассказать обо всех этих художниках, поэтому я остановлюсь лишь на творчестве моего земляка-нивха Сергея Гурки, автора прекрасных картин: «Надо спешить», «Раздумье», «Собачья упряжка», оставивших свой след в искусстве. Гурка — сын потомственного рыбака, родился в низовьях Амура. После службы в армии он закончил художественно-графический факультет Пединститута имени Герцена и музыкальную школу в Ленинграде.
После учебы работал в школе на Сахалине, где и раскрылся его талант. В своем творчестве Гурка обращался к народному искусству нивхов, их фольклору и орнаменту. Использование национальных орнаментов позволило ему изобразить на живописных полотнах, графических листах, офортах и этюдах национальный колорит как в сюжетах, так и в красках. На картине «От тьмы к свету» в виде распростертого мертвого медведя автор символически изображает прошлое нивхского народа.
Ряд картин С. Гурки хранится в Южно-Сахалинском краеведческом музее и Музее Арктики и Антарктики в Ленинграде. Творчество С. Гурки, как и творчество других художников-северян, приобретает особый колорит, когда они обращаются к народному искусству, к его истокам. Этим можно объяснить самобытность художественного мировосприятия корякского оленевода Килпалина, картины которого, впервые демонстрировавшиеся в Ленинграде в 1986 году, вызывают восхищение своими красками и манерой изображения оленеводов Камчатской тундры.