страны арктики

Рубрики

Выдающиеся представители народов Севера

Предлагаем Вашему вниманию ряд статей о выдающихся представителях малых народов Севера. Не обо всех, конечно, а о тех, которые были первыми. Вы только представьте себе на минуточку, какой колоссальный путь надо пройти от чума до мольберта общепризнанного художника или до стола ученого. А ведь они сделали это. молодые парни, ничего в своей жизни не видевшие кроме бескрайней тундры, прошли этот путь.

Север — особый регион нашей планеты, занимающий довольно большую часть ее территории. Народности Севера с древних времен населяют арктическую часть нашей страны, северную тундровую зону, бассейны множества рек таежной зоны, составляющих в общей сложности большую половину территории России.

В процессе освоения этой громадной территории народности Севера создали своеобразную культуру оленеводов, охотников, рыболовов и морских зверобоев, которая была возможна и, может быть, единственно рациональна в данных суровых природных условиях. Эти люди чувствуют себя здесь хозяевами, для них здесь всё родное и привычное. Тайга для них — большой и уютный дом, где человек всегда найдет приют, пищу и мудрого собеседника. У них выработались свои законы, уважение и почитание родной земли; священное правило каждого человека — бережливое отношение к природе.

В тундре и в Ледовитом океане, который мы иногда называем безмолвным, наши арктические народы видят прекрасный мир, который они воспринимают и ощущают по-своему. Для них здесь все живое и нет земли лучше. То же самое говорят и жители Тихоокеанского побережья, бассейнов больших и малых сибирских и дальневосточных рек и морей. Для них водное пространство — это обитель жизни, дающая человеку пищу и все необходимое для жизни. Они прекрасно знают дыхание голубого континента, прислушиваются к нему и живут его богатством. Каждый, кто бывал на Севере, убеждается в этих замечательных их качествах.

Тысячелетиями осваивая северные земли, они создавали свою традиционную культуру, народное искусство, слагали сказания и песни, красочные мифы и легенды, которыми мы восхищаемся и сегодня. В 1937 году художественные произведения студентов-северян Института народов Севера (ИНС в Ленинграде), представленные на Международной выставке искусства и техники в Париже, были удостоены «Гран-при». Такое всемирное признание уничтожило старое представление о народах Севера как об отсталых и малокультурных в творческом отношении.

Константин Панков

Среди художественных произведений, которые представлялись на парижской выставке, были и работы ненца Константина Панкова. Родился он в 1910 году в селе Саранпауль ( ныне — Березовский район, Ханты-Мансийского автономного округа). Как и все дети Севера, он рано начал трудовую деятельность. В пятнадцать лет в совершенстве познал секреты таежных троп. Совсем неграмотного, его послали учиться сначала на курсы в Москву, а затем в Институт народов Севера в Ленинград.

Вспоминая о своей поездке на учебу, К. Панков говорил: «Я еще не умел ходить по улицам. Об одного прохожего стукнешься, об другого толкнешься; в лесу легче было ориентироваться. Не знаешь, быстро ли идти, медленно ли, не умеешь справиться со своим телом, определять и соизмерять свои движения. На курсах, куда приехал учиться, было много разных народностей… Работать пришлось очень много… Все время читал. Придешь в класс, каждое слово новое, каждое слово небывалое, которого раньше не слыхал. К весне я очень устал. Очень трудно было заниматься, легче рыбу ловить. Я ведь совершенно неграмотным попал на эти курсы. Но самые большие трудности ждали меня впереди. Начальству пришла мысль послать меня в Ленинград в Институт народов Севера».

Так Панков стал студентом ИНСа, где и раскрылся талант художника. За каких-нибудь пять-шесть лет К. Панков создал такие произведения, о которых сегодня говорят как о шедеврах мирового искусства. В самом начале его творческого пути началась Великая Отечественная война. Как и большинство студентов-северян ИНСа, он ушел защищать свою Родину. К. Панков погиб в 1944 году при освобождении Северной Норвегии от фашистских захватчиков.

За те немногие годы, которые ему отпустила жизнь, К. Панков создал картины, на которые художественная общественность обратила внимание еще при его жизни. Картины Панкова привлекают к себе как необычностью сюжетов, так и своеобразием сочетаний красок, подобранных художником, для которого природа — родной дом, где человек не одинок, а сливается с ней в единое целое и как бы является ее составной частью.

Каждая картина К. Панкова, каждый рисунок поражает искренностью, доверием художника к природе; это размышления в красках. В мире нет ничего серого, безликого, неинтересного, утверждает своим искусством К. Панков. И он пишет желтое небо, красных рыб, зеленых оленей, белые стволы деревьев с синими ветвями. Глядя на его картины, панно, рисунки, мы начинаем острее ощущать краски окружающего нас мира, сильнее чувствовать красоту природы.

Когда Панкову говорили, что в жизни нет того, что он изображает, он отвечал: «Я делаю так, как требует от меня чувство; чтобы все было радостным, красочным, веселым. В этом и есть действительность, которую я знаю».

Некоторые сюжеты непонятны несведущему человеку. Например, на картине «Горы играют», демонстрировавшейся в Париже, рядом сосуществуют совсем разные сезоны — зима и лето. Среди лета лежат зимние реки. Снега нет, лед прозрачен, можно увидеть уснувших рыб. При создании каждой картины К. Панков словно видел родные места, жил среди своего народа, ощущал запах родных мест, родной природы и созерцал красоту ярких ее красок. Он, как и все северяне, был щедр душой и в знак дружбы дарил людям свои произведения.

Мы не знаем и, видимо, не узнаем никогда, сколько всего картин им было создано и где они находятся. Нам известен лишь ряд полотен: «Горы играют», «Волна», «Лов птиц» и другие.